В Некоузском районе из болота подняли советский самолет

В Некоузском районе завершена поисковая экспедиция.
Участники рыбинского отряда "Патриот" подняли из болота советский самолет времен Великой Отечественной войны и передали находки специалистам для проведения экспертизы. Удастся ли по фрагментам истребителя восстановить события 70-летней давности? Стрелки приборов остановились в момент падения самолёта. Скорей всего, именно такими их и видел советский летчик, который вел бой в небе над Некоузским районом.

«У него было где-то 18 тысяч оборотов. Это он на такой скорости, ручка у него была на полной практически, и по высотомеру 3 километра бой шел», - рассказывает Александр Монахов - руководитель поисковой экспедиции.

Возможно, "И шестнадцатым" управлял Герой Советского Союза Сергей Ачкасов. Он протаранил фашистский самолет и с парашютом десантировался на землю, а его истребитель упал в болото, где пролежал более 70 лет. Лагерь поискового отряда опустел. Работы по подъёму самолета продолжались в течение двух лет и теперь наконец-то завершены. Каждую деталь самолета буквально отвоёвывали у болота. На месте его падения участники поискового отряда вручную выкопали огромный котлован глубиной около 6 метров. Воду откачивали помпой, а пока её чистили, яма снова заполнялась водой. Стенки ямы пришлось укрепить, чтобы торф не обваливался, а с помощью этой конструкции поднимали тяжелые детали самолета. Самая крупная - это двигатель. Его уже погрузили на вездеход, но Мокеихо-Зыбинское болото не отпускает упавший советский истребитель. Гусеничному транспортеру с грузом по такой дороге не выехать.

«Она сама чувствует, нужно только смотреть на дорогу. Тонет она по ощущениям, торф он есть торф», - говорит Николай Анисимов - механик-водитель вездехода.

Дорогу по болоту прокладывают из подручных материалов. Чтобы вездеход не постигла судьба истребителя, деревья спиливают и укладывают на дорогу. До твердой земли ещё три километра. Транспортёр приходится останавливать буквально каждые 200-300 метров. По тем фрагментам, которые нашли год назад, было видно, что весь самолет буквально изрешечен пулями и сильно обгорел, но установить, кто им управлял, тогда не удалось. Заводские номера, по которым можно проследить историю истребителя, должны быть на двигателе.

«На блоках надо будет смотреть, всё грязное, надо будет отмывать», - говорит Александр Монахов - руководитель поисковой экспедиции.

На дороге участников поисковой экспедиции уже ждет КамАЗ. Самую главную и тяжелую находку перегружают с помощью техники.

«Такое чувство, что я стал крестным отцом, просто радость, счастье, я не мог разобраться долго, что за эмоции», - говорит Егор Кукушкин - участник поискового отряда "Патриот".

После того, как вездеход разгрузят, его придется снова провожать до лагеря и обратно. На болоте ещё остались вещи поискового отряда и дежурный.

«Фрагменты, которые подняты в этом году ребятами будут отвезены в воинскую часть, которая сможет сделать экспертизу, на основании которой в архивах мы сможем получить долгожданный ответ», - рассказала Марина Макарова - председатель совета Ярославской региональной общественной организации "Центр-Патриот".

Придется ещё немного подождать. А пока вопрос: "Кто управлял самолетом?" - остается без ответа.

Зоя Рыжкова,
Поделиться
Комментировать