Анатолий Лисицын о парадоксах ярославских выборов

19 марта в Москве состоялась встреча сенатора от Ярославской области Анатолия Лисицына с руководством Администрации Президента, на которой обсуждались итоги президентской кампании в Ярославской области и ход второго тура выборов мэра Ярославля. Каковы итоги уже состоявшихся выборов? Возможны ли альтернативные сценарии предстоящей двухнедельной кампании? Как избежать политического тупика и более того – кризиса в городе и регионе? Об этом мы поговорили с Анатолием Лисицыным.
– Анатолий Иванович, вчера состоялась встреча в Администрации Президента России, мы знаем, что обсуждалось Ваше участие в предвыборной кампании Владимира Путина, обсуждался второй тур выборов мэра Ярославля. Какие предложения прозвучали, как оценивают нашу ситуацию в Москве?
– Да, вчера я действительно встречался в Администрации Президента с руководителем Управления по внутренней политике Константином Костиным, коллегой Владислава Суркова. На встрече оценивалась выборная кампания в Ярославской области, разговор начался с президентской кампании, прозвучала оценка моего участия в ней. Я представил все материалы, фотодокументы, информацию о прошедших встречах с избирателями. Константином Костиным был задан вопрос – имела ли резонанс трагедия «Локомотива» на избирательных встречах? Я сказал, что ни на одной моей встрече эта тема не поднималась.
Также мне было задано несколько вопросов, связанных с кандидатами в Президенты России, характеристику которым я давал в печати. Я получил положительную оценку своей деятельности, однако было недоумение по поводу того, почему я не участвовал в предвыборной кампании официально. Я сказал, что это – на совести администрации региона. Видимо, есть какой-то элемент ревности и недопонимание, что мой авторитет мог сыграть большую роль в избирательной кампании и повысить рейтинг Владимира Путина. Например, в Рыбинске меня просили провести встречу на НПО «Сатурн», я был готов приехать, однако встреча так и не была организована.
Далее разговор был связан с выборами мэра. Я дал свою оценку – и довольно нелицеприятную, потому что считаю – руководство мэрии так же, как и руководство области, не подготовилось к выборам. 22 года быть руководителем города и не вырастить достойную смену, которую можно было бы предложить ярославцам – это огромный просчет, огромная ошибка. Это трудно понять и трудно воспринять. Второе, что не совсем понятно – что кандидатуру мэра выдвигает действующий губернатор. Возникает вопрос: что это, ставленник администрации, человек, который будет ей подчиняться и проводить в первую очередь интересы области? Как я уже говорил, Ярославль – это «город-донор», и ему нужен достаточно самостоятельный, независимый мэр.
Я рассказал, что в начале избирательной кампании предложил выдвинуть кандидатуры Слепцова и Блатова. Мы поговорили с губернатором – от данного варианта он отказался, и уже потом появилась кандидатура Якушева. Я не мог менять свою позицию, поэтому до конца поддерживал кандидатуру Вячеслава Блатова. Если бы был принят вариант Слепцов – Блатов, то выборы бы уже состоялись и Блатов однозначно выиграл бы в первом туре. Процент был бы настолько велик, что Урлашов не стал бы здесь серьезным оппонентом.
А сейчас ситуация такая, какая есть… Я думаю, что снимать Урлашова с выборов не будут – такие скандалы в Москве не нужны. А вот сумеет ли добрать Якушев необходимые баллы за счет тех «новаций», которые проводит сегодня мэрия? Я думаю, что для Якушева должность первого заместителя мэра – это карт-бланш за участие в выборной кампании, за все страдания и муки. Но то, что в администрацию области приходят ветераны мэрской команды – Ястребов, а, возможно, и Волончунас – мне это очень непонятно. Это напоминает какую-то агонию, суету... Даже не знаю, какую характеристику всему этому можно дать.
– Последние несколько дней в Ярославской области серьезно обсуждается вопрос снятия Якушева с выборной гонки – по собственному желанию. Возможен ли, на Ваш взгляд, этот вариант?
– Мы обсуждали это изначально. После первого тура я сказал Сергею Алексеевичу: если вы готовы данный вариант рассмотреть, то я готов работать с вами на втором туре, поддерживая Блатова. если нет, то для меня выборы закончены. По Якушеву мне вопросов в Москве не задавали, например, готов ли я его поддержать. Никаких просьб в связи с этим кандидатом также не звучало. Даже намека на эту тему не было.
– Анатолий Иванович, что же все-таки происходит сейчас? Вчерашнее решение муниципалитета – как минимум странное. Для чего, на Ваш взгляд, это было сделано?
– Возможно, это вариант давления на избирателей с учетом того, что статус кандидата повышается: он уже де-факто и де-юре становится первым заместителем мэра. Возможно, это принесет ему какие-то дополнительные баллы, хотя это довольно проблематично, потому что настроения ярославцев достаточно сформированные, и утверждения официальных политологов о том, что порядка 40 процентов горожан еще не определились со своим выбором – полное словоблудие. Ярославцы определились, и расклад, который был в первом туре, достаточно показателен.
– Все знают плюсы оставшихся двух кандидатов. Что можно сказать о минусах, если Яков Семенович – это, наверное, такой вот невообразимый административный ресурс – причем малологичный, а у Евгения Робертовича – контакты с внесистемной оппозицией.
– Да, это так. У Якушева пересилен, передавлен административный ресурс. Встречи и заседания с участием мэра, губернатора, «Единой России» – все это уже не встречает того отклика, который был на предыдущих выборах. Что касается Урлашова, то вызывают опасения его контакты, попытки вести переговоры с западными информационными агентствами, лидерами полулегальной оппозиции.
– То есть на сегодняшний день идеальной фигурой был бы все-таки Вячеслав Блатов?
– Да, я убежден в этом, и со мной согласились в Кремле. Костин прямо сказал – мы знаем, что у Вас очень высокий авторитет, и то, что он не был полностью использован – это один из просчетов в областной избирательной кампании – как за Путина, так и за мэра Ярославля.
– Не нужно быть пророком, чтобы понимать: если мэром станет Урлашов, то ему вряд ли дадут проработать больше года. Если градоначальником станет Якушев – то легитимным мэром он не будет никогда. В связи с этим возникают серьезные вопросы, касающиеся осенней кампании. У нас муниципалитет, возможно, выборы губернатора, впереди – выборы в областную Думу. Как со всем этим жить?
– Столь долгосрочные прогнозы строить сложно. Ситуация достаточно проблематична. Насколько организованно мы сможем провести следующую кампанию, удастся ли добиться того результата, которого хочет власть, которого хочет общество – надо понять, восприняла ли область итоги предыдущих декабрьских выборов. Очевидно, что должно произойти обновление руководства. Но пока вся эта смута, хаос и какая-то своего рода агония свидетельствуют о полном разрыве элит, о полном несогласии в принципах, подходах, в видении перспектив города и региона.
– Будет ли вмешиваться Администрация Президента в кампанию в Ярославской области?
– Я думаю, что если будет, то очень тонко. Потому что есть понимание: региональная политика должна быть самостоятельной, но не хаотичной. И то, что Урлашова вряд ли снимут каким-то волевым воздействием – довольно убедительный факт. И факт этот в пользу Кремля, в пользу Администрации Президента – то, что было заявлено в предвыборных лозунгах Владимира Путина, начинает реализовываться на федеральном уровне. Хотелось бы, чтобы все это спустилось и на региональный уровень, чтобы все это стало заметно и у нас, в Ярославле.
ЯРНОВОСТИ
Поделиться
Комментировать