Москва вернула Ярославлю его тысячелетний клад


«Известен своею ревностью к церковному благолепию». Так пишет историк о ростовском митрополите Ионе Сысоевиче. И в самом деле, именно при нём в Ростове был построен великолепный кремль, впервые зазвучали знаменитые колокольные звоны. В Ярославский музей-заповедник вернулись из столицы два ценнейших экспоната, связанных с именем митрополита Ионы. Возвращение раритетов произошло накануне дня рожденья музея, который он отметит в грядущее воскресенье.


Вот так, намотанный на специальный барабан, и путешествует по выставкам саккос Ионы Сысоевича. Только что он вернулся из Государственного исторического музея в Москве.
«Cейчас вы смотрите со стороны, не видимой большинству людей, с изнанки. Она тоже очень красивая. Из красного шелка».
И саккос, и омофор ростовского митрополита Ионы Третьего являются шедеврами шитья. На одеянии серебряными и золотыми нитями вышиты сюжеты страстей Христовых и почитаемые святые. Работа над ним заняла несколько лет и была окончена в 1665-м году в Сольвычегодске в знаменитых строгановских мастерских. Об этом говорят и вышитые имена Дмитрия и Григория Строгоновых ( как бы сейчас сказали «лейбл»), и изображение Святого Христофора - покровителя династии.
Алексей Зубатенко, хранитель экспозиции «Сокровища Ярославля»: «Этот святой своеобразен тем, что часто его изображали с пёсьей головой. Но во времена посвящения, когда это казалось языческим элементом, его перешили. И сейчас Христофор с обычной, человеческой головой. Но еще видно контуры пёсьей головы, которая встречается на русских, и в частности ярославских иконах».
Богослужебное облачение создано, предполагают исследователи, как раз в тот момент, когда Иона был местоблюстителем патриаршего престола. Однако союз с опальным патриархом Никоном повлек за собой ссылку в Ростовскую епархию, и использование саккоса стало неуместным.
Алексей Зубатенко, хранитель экспозиции «Сокровища Ярославля»: «Скорее всего, он был далёк от политики. Поэтому и не смог стать Патриархом. Поддался влиянию Никона, чем дискредитировал себя в глазах царя Алексея Михайловича».
По благословению Ионы Сысоевича в епархии было построено множество церквей и основная часть архиерейского двора, больше известного как Ростовский Кремль. При нем были отлиты и знаменитые ростовские колокола, один из которых получил имя отца митрополита - Сысоя.
Алексей Зубатенко, хранитель экспозиции «Сокровища Ярославля»: «Скорее всего, он был натурой увлекающейся. Об этом говорят и легенды с ним связанные. Вот какие он стишки сочинял: «На своем дворишке, бьют колоколишки, дивятся людишки».
Из столицы вернулся в Ярославль еще один экспонат - клад в полторы тысячи монет. Серебряные арабские дирхемы больше тысячи лет назад князь или дружинник зарыл в Темерёвском поселении. Это рядом с современным Нефтестроем. Купцы из Арабского Халифата расплачивались дирхемами и драхмами со славянскими племенами за мёд, мех и даже рабов.
Татьяна Рязанцева, заведующая сектором материальной культуры: «На один дирхем можно было купить одну кунью шкурку, на половину - белечью. Хороший раб стоил 300 дирхем».
Темерёвский клад был найден в 1965-м и с тех пор практически всё время провел в столице. 20 лет сам Государственный исторический музей был закрыт на реставрацию, а затем долгое время московские специалисты проводили атрибуцию монет.
И клад, и саккос ярославцы обязательно увидят в экспозиции. А пока из запасников достают другие шедевры. Например, в воскресенье, в честь 144-го дня рождения Ярославского музея-заповедника после сорокалетней реставрации будет представлена двухметровая икона «Богоматерь на престоле».
 Городской телеканал (Ярославль)
Поделиться
Комментировать