Плывёт над Волгой голос рынды

Этот храм был возвращён епархии ещё в 1998 году, но настоящее возрождение его началось только прошлой весной, на Пасху.
И вот Крещение Господне. Двунадесятый праздник, который церковная традиция связывает с иорданью – прорубью, олицетворяющей реку Иордан, где совершилось крещение Господа Иисуса Христа. Устроить иордань решили и прихожане Зосимы-Савватьевского храма. Он ведь стоит на самом берегу Волги, в Тверицах. Среди прихожан храма есть моряки, ветераны Военно-морского флота России, и по благословению митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона ему придан статус морского регионального храма.
Обустройством иордани тут занялись 17 января. Сначала место, отведённое под неё, проверили сотрудники МЧС.
– Толщина льда здесь 20 сантиметров. А глубина реки всего метр двадцать. Хватит для того, чтобы окунуться. Крещенская купель не место для купания или плавания. Она даёт человеку возможность почувствовать себя сопричастником смерти и воскресения Христова, – говорит настоятель храма протоиерей Димитрий Сазонов.
Помогали храму работники вагоноремонтного завода. Они прорубили прорубь, изготовили помост, сходни, установили их. Сразу после праздничной службы 19 января придут сюда крестным ходом прихожане. Отец Димитрий совершит чин освящения вод. И только после этого те, кто захочет погрузиться в волжские воды, как в Иорданские, смогут сделать это. На берегу для них установлены палатки, где можно переодеться и обогреться.
Но благочестивый обычай погружения в иордань – не главный в празднике Крещения и не является правилом для каждого. Человек по состоянию собственного здоровья может решить – делать это или нет, объясняет отец Димитрий. Входить же в реку нужно с молитвой, обращаясь к Богу. Так люди стремятся стяжать благодать Господню в укреплении своего душевного и телес­ного здравия. А для купания и моржевания, считает он, существуют иные дни. Сам отец Димитрий уже много лет окунается в Крещенскую иордань. Надеется, что удастся совершить это и нынче.
Вчера, в Крещенский сочельник, в храме Зосимы и Савватия Соловецких были освящены полотнища Андреев­ских флагов – под такими со времён Петра Первого бороздят морские просторы русские корабли. Стяги эти будут переданы на Ярославский судостроительный завод и взовьются на мачтах построенных здесь судов.
– Этим мы хотим положить начало новой традиции в нашем храме, – говорит отец Димитрий.
Укреплению связи с морфлотом будет способствовать и установление рядом с храмом памятника святому праведному воину Феодору Ушакову, уроженцу Ярославской земли. Проект уже готов, у подножия памятника будут положены плиты, на которых напишут имена и фамилии яро­славцев – мореплавателей и моряков. Сейчас добровольцы из движения поддержки флота собирают данные о них.
А сразу после праздника в самом храме начнутся штукатурные работы. Стены для этого подготовлены. В советские годы храм использовался то как склад, то как швейная фабрика. А потом он горел. Следы пожара остались на подкопчённых кирпичах, но рабочие смогли привести их в порядок, подготовив под штукатурку. Необходимо будет провести в храм и отопление. Но на это денег пока нет, и обогревается он по старинке – печкой и дровами.
– В минувшем году нам, слава Богу, удалось установить окна, воздвигнуть утраченную колокольню, купол и крест на ней. Подвесить колокол, пусть небольшой – рынду со старого корабля, подаренную моряками. Но храм обрёл голос. Он обретает жизнь. И мы верим, что и вокруг него всё изменится, – говорит отец Димитрий.
Перемены уже заметны. Рядом идёт строительство новых домов. И, возможно, преображение церкви, как считает отец Димитрий, который за свою жизнь восстанавливает уже пятый храм, действительно станет символом победы над царящими когда-то здесь разрухой и человеческим равнодушием. Когда мы знакомились с прихожанами, среди них почему-то не оказалось ни одного из тех, кто бы жил рядом. Люди едут сюда со всего города. А местные даже по праздникам заходят редко. Может, просто коренных жителей и их потомков здесь не осталось, а чужакам славная и трагическая история храма не стала родной?
Построен он был в XVII веке купцом Иваном Кемским на его собственные средства. А уже в XVIII веке приход расширился, и рядом с Зосимой и Савватием жители Твериц возвели Троицкую церковь. Построили её всем миром, то есть на народные деньги, но этот храм был полностью разрушен в тридцатые годы прошлого века. А церковь Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, выжила даже в самые страшные годы гонений на православие в нашей стране. И снова сзывает она ярославцев на праздник. День-день – плывёт над Волгой голос рынды.
Северный край
Поделиться
Комментировать