«Колесо фортуны» для Ярославля

Городские власти изучают возможность строительства 80-метрового колеса обозрения
Кто из ярославцев видел родной город с высоты птичьего полёта? Наверняка единицы. «Прогулочные» самолёты над Ярославлем не летают, парапланеристы пассажиров не берут, фестивали воздухоплавания у нас не проводятся. Единственная возможность подняться в небо – это прокатиться на колесе обозрения. Они, правда, у нас не слишком высокие, однако в будущем у ярославцев и гостей города может появиться шанс «взлететь» на восьмидесятиметровую высоту: если в Ярославле будет построено самое большое в России колесо обозрения.
Катание на колесе обозрения достаточно давнее развлечение. Придумал его ещё в 1893 году американец Феррис, поэтому в англоязычных странах этот аттракцион по сей день зовётся по имени создателя – «Колесо Ферриса» (Ferris wheel). Установлено первое колесо было в Чикаго (сейчас оно уже демонтировано). А самый старый подобный аттракцион из ныне действующих находится в Вене. Его тоже спроектировал Феррис, и это колесо катает австрийцев уже 115 лет.
Главное достоинство колеса обозрения – его высота. Ведь чем выше, тем больше можно обозреть. Самое высокое колесо в мире позволяет посетителям осматривать пейзаж с высоты 165 метров. Находится оно в Сингапуре. Второе по величине установлено в Китае и уступает рекордсмену всего пять метров. Третью позицию занимает знаменитый 135-метровый «Лондонский глаз», который долгое время был самым высоким в мире. Это, кстати, первое колесо обозрения «наблюдательного» типа, каких в России пока нет. От обычных такие колёса отличаются способом крепления кабины к ободу. С «наблюдательного» колеса открываются гораздо более захватывающие виды. Сейчас в Китае строится колесо такого типа высотой в целых 208 метров. Оно, безусловно, побьёт все рекорды.
В СССР пик строительства таких аттракционов пришёлся на 60-е годы. Многие наверняка помнят песню Муслима Магомаева, в которой есть такие слова: «Но ты помнишь, как давно, по весне, мы на чёртовом крутились колесе?» Под эту же песню выясняли свои отношения Заяц и Волк во второй серии мультфильма «Ну, погоди!». Возможно, именно благодаря Магомаеву и запоминающимся героям мультика все колёса обозрения в народе теперь зовутся «чёртовыми».
В России колёса обозрения ощутимо скромнее по размерам. Самое высокое – 73-метровое колесо – установлено в Москве в парке ВВЦ.
В Ярославле на колесе обозрения можно прокатиться в трёх парках: в городском парке на Даманском острове, в парке «Нефтяник», а также в «Юбилейном». Самое высокое среди них – на Нефтестрое. Его высота 27,5 метра. Два других колеса поменьше – до 18 метров. И вот возникла идея переплюнуть Москву и установить у нас 80-метровое колесо.
Вообще-то первоначально такое сооружение производства митинского завода аттракционов «Мир» планировали поставить в миллионной Самаре. Строить фундамент под него начали год назад. Предполагалось, что аттракцион заработает уже к нынешнему лету. Однако уже после начала строительства Государственная инспекция строительного надзора запретила возведение аттракциона, а концессионное соглашение, в рамках которого компания «Мир» начала работу, было признано недей­ствительным. Само колесо суд признал объектом капитального строительства, для возведения которого необходимо получить новую разрешительную документацию.
Глава компании «Мир» Владимир Гнездилов попытался оспорить решение суда. По его словам, колесо изготавливалось по ГОСТу Р53130-2008. Этот документ определяет аттракцион как «устройство для развлечения в общественных местах», и оно не должно считаться объектом капстроительства. Но согласия в этом спорном вопросе достигнуть не удалось, поэтому глава компании по производству аттракционов принял решение разобрать конструкции колеса и увезти его в другой город. Вопрос только: в какой?
И вот совсем недавно в самарских СМИ появилось сообщение, что принять колесо согласился Ярославль. Мы решили проверить, правда ли это.
Как нам удалось выяснить, недавно в мэрии Ярославля действительно проводилось совещание, на котором обсуждался вопрос о самарском колесе. Если ярославским властям и компании «Мир» удастся договориться, то для города это колесо станет настоящим «колесом Фортуны». Очевидно, что его установка сделает город ещё более привлекательным для туристов. Однако, по предварительным расчётам, только на демонтаж и перевозку колеса потребуется около 10 миллионов рублей, а на установку – и того больше. В управлении культуры мэрии нам сообщили, что вопрос обсуждался пока лишь на внутреннем совещании.
– Сегодня невозможно сказать ничего конкретного, но как только появится более точная информация, мы обязательно расскажем об этом. Ведь это же не тайна! – заверила нас начальник управления Валентина Зарецкая.
Что ж, будет здорово, если скоро жители Ярославля всё же смогут обозреть родной город с 80-метровой высоты. Но куда же в Ярославле можно поставить такое гигантское колесо? Этот гипотетический вопрос мы задали главному инженеру Ярославского городского парка культуры и отдыха Павлу Щекинову.
Оказалось, что найти подходящее место для такого аттракциона не так-то просто. Для строительства 80-метрового колеса потребуется территория площадью примерно 900 кв. м. Но площадка – ещё не самое главное. Такое колесо весит достаточно много, поэтому нужно подобрать подходящий грунт. Необходимо будет возвести серьёзный фундамент, прочность которого должна обеспечить безопасную работу колеса. Все эти работы достаточно затратны и потребуют большого количества времени. При выборе места необходимо также учесть, что главное в этом аттракционе – зрелищность, с него должен открываться красивый вид. Поэтому установить колесо обозрения целесообразнее там, где есть на что посмотреть.
У читателей наверняка возник вопрос, можно ли быть уверенным в своей безопасности, сидя в кабинке на высоте 30-этажного дома.
– Конечно, это вполне безопасный аттракцион. Но проблемы могут возникнуть везде. Например, колесо может остановиться, если отключат электричество, и тогда люди надолго «зависнут» на большой высоте. А выпасть из кабинки практически невозможно, если, конечно, соблюдать технику безопасности, – говорит Павел Щекинов.
Принцип работы колеса примерно такой же, как у остальных аттракционов, – двигатель толкает маленькое колесо, а оно в свою очередь приводит в движение большое. В эксплуатации этот аттракцион прост – достаточно раз в год проверять его на безопасность, и оно, как и в Вене, может прослужить сто лет. Правда, завод-изготовитель обычно определяет срок эксплуатации аттракциона в 10 – 12 лет. Но это отнюдь не значит, что все владельцы парков по истечении этого срока отвозят старые аттракционы на свалку и устанавливают новые. Например, колёса в «Юбилейном» парке и парке на Даманском острове примерно одного возраста – им порядка 10 лет, а колесу, крутящемуся на Нефтестрое, уже почти 25 лет.
 Северный край
Поделиться
Комментировать