Ольга Мазанова, член кафедры ЮНЕСКО в Ярославле: «В историческом центре появляются спорные монументы, пока рушатся памятники истории, архитектуры и культуры»

Город живет не только той историей, что записана в книгах, но и той, которую запечатлели безмолвные дома, улицы и набережные.


Так, архитектура тысячелетнего Ярославля, его исторический центр по праву находятся под защитой организации всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако современный мир наступает на город, меняя и преображая его облик. Какие болевые точки градозастройки Ярославля существуют сегодня? Куда обращаться, если стройка кажется несправедливой и как спасают наш город градозащитники, 76.ru узнал у члена правления Союза архитекторов, члена кафедра ЮНЕСКО в Ярославле Ольги Мазановой.

– Какие самые болевые точки существуют в городе с вашей точки зрения – что нужно защищать, отстаивать в первую очередь?
– По данным Генпрокуратуры, по стране около 80% памятников находятся в плохом состоянии. История разрушается от многих факторов – это пожары, мародеры, стихийные разрушения и бездумная застройка, возводимая рядом с памятниками. Например, в Ярославле особенно ярко выделился храмовый ансамбль Николы Мокрого, где существует угроза физической сохранности и искажения панорам памятника из-за желания бизнесмена построить рядом многоэтажный элитный жилой дом.
Напомним, градозащитница ведет судебные тяжбы с ярославским бизнесменом Евгением Мухиным. И один из последних победных исков остался за Ольгой Мазановой.
– Где еще может пострадать Ярославль от застройки?
– Очень бы хотелось добиться отмены разрешения на строительство огромных зданий в Бутусовском парке. В опасности памятник архитектуры «Северный корпус присутственных мест» на Советской площади в Ярославле, где, по моей информации, планируется рядом пристройка. Тревогу для сохранения целостности исторического облика и его панорам вызывают планы строительства огромного, до шести этажей, выставочного комплекса рядом с КЗЦ «Миллениум».
Помимо застройки обнажены проблемы тяжелейшего состояния памятников, вплоть до угрозы полного обрушения. К таким относятся три здания архитектурного ансамбля Петропавловского парка – усадьба управляющего, богадельня Карзинкиных и казарма (светлица) 18-го века. Сам парк и система его прудов также нуждаются в помощи. Федеральный памятник – дом Чарышниковых по улице Кооперативной, 19 – на сегодняшний день попросту заброшен, первые этажи здания завалены мусором, часть его окон заколочены досками. Во многих храмах Ярославля есть проблема тяжелейшего стояния настенной живописи. Например, в храме Николы Мокрого и ансамбле в Коровниках.


– В чем основная проблема Ярославля сегодня в сфере градостроения?
– В городе с тысячелетней историей нет своего главного архитектора, не работает Градостроительный совет при мэрии. А решения по застройке в историческом центре, принимаемые городскими властями, сильно закрыты для огласки. Не могу не отметить несовершенство регламентов в области охраны памятников – нам не хватает проекта зон охраны. А существующие сейчас регламенты зачастую противоречат друг другу. Кроме того, в Ярославле попросту отсутствует план управления объектом ЮНЕСКО в силу отсутствия денег на его разработку. Тут уже вопрос федерального уровня в сфере несовершенства законодательства в области охраны всемирного наследия.
В самом же Ярославле отсутствуют процедуры принятия решений по созданию произведений монументального искусства. В результате в исторической части города появляются очень спорные монументы, выполненные и установленные недостаточно профессионально, что недостойно города высокой художественной культуры, каким является Ярославль.
Про археологию никто не вспоминает, лишь бы трассу прокопать, а что копаем – не знаем.
– Есть ли в Ярославле места, которые вам удалось спасти, побудить власти города и области к их восстановлению?
– Мне и другим градозащитникам удалось остановить ряд строек в историческом центре. Например, огромной гостиницы с вертолетной площадкой на Волжской набережной у Митрополичьих палат. Приостановлено строительство общественно-торгового центра «Волков-Плаза», почти вплотную прилегающего к зданию бывшей гостиницы «Ярославль» на площади Волкова. Кроме того, нам удалось отстоять от застройки семиэтажным домом участок рядом с ансамблем жилых домов в поселке Бутусовском. Мы отстояли от застройки Петропавловский парк с примыкающими территориями.
Но проблема существует не только в попытке подвинуть памятники архитектуры неказистыми новостроями, но и в попытке напрочь снести исторические здания. К счастью, нам удалось спасти четыре здания бывших казарм для рабочих на улице Калмыкова, дома для служащих по улице Семашко, 13, Ярославской большой мануфактуры. Всем этим зданиям сейчас придали статус объектов культурного наследия.

– Как вы относитесь к случаю с пожаром в доме вашей коллеги? Несчастный это случай или нет? Угрожали ли когда-нибудь вам?
– Я и другие градозащитники считают, что это поджог, и связывают его с градозащитной деятельностью Светланы Колесниковой. Надеюсь, что УВД разберутся в причинах пожара и примут адекватные меры.
На себе угрозы я тоже испытала. В 2014 году я получала устные угрозы для своей жизни от застройщика Буджиашкили, когда пикетировала с другими градозащитниками против сноса ценного исторического деревянного дома «Дома Плотниковой» («Папин Гараж») на углу улиц Чайковского и Некрасова, о чем я заявила в полицию. Кроме того, он разбил об асфальт мой фотоаппарат, когда я снимала снос дома.
– В какие инстанции вы обращаетесь с запросами в сфере градозащиты? Откуда приходит помощь?
– Обращаемся в прокуратуры города и области, Генпрокуратуру РФ, в орган охраны памятников Ярославской области, в комитет всемирного наследия ЮНЕСКО. Наши письма идут к президенту Владимиру Путину и депутату Госдумы Валентине Терешковой, к сенатору Анатолию Лисицыну, в муниципалитет Ярославля, к депутатам областной думы, исполняющему обязанности мэра Алексею Малютину, в общественную палату Ярославской области... и это еще не весь список. По ряду вопросов удалось достичь взаимопонимания с мэрией города – это Петропавловский парк, детская больница по улице Володарского, №107а, Бутусовскому поселку. Очень большую поддержку от департамента архитектуры и земельных отношений мэрии мы получили в борьбе против строительства гостиницы на Стрелке в 2012–2013 годах (застройщиком являлся «Интер-Отель»).

Анна Елкина специально для 76.ru
Поделиться
Комментировать