Противостояние мэрии и рекламщиков обострилось до предела

«Мы очистим город от незаконно установленных рекламных конструкций», – заявили в свое время высокие чиновники в мэрии Ярославля. И намерение свое методично выполняют: сотрудники МЧС вместо того, чтобы спасать человеческие жизни, за счет средств городского бюджета демонтируют щиты вдоль дорог.
Владельцы рекламных агентств, лишившись очередной рекламной конструкции, пишут письма в прокуратуру, в антимонопольный комитет и даже президенту. Казалось бы, зачем? Щиты установлены незаконно, есть судебные решения о том, что их необходимо убрать. Но все ли так просто и чьи интересы преследует мэрия, объявив войну рекламщикам, попытался разобраться журналист «Аргументов неделi».
В минувшую пятницу в адрес некоторых рекламных фирм поступили телефонограммы из МУ «Агентство по рекламе и праздничному оформлению города» за подписью директора Валентины Небренчиной. Мол, извещаем, что принадлежащие вам рекламные конструкции будут демонтированы. Чуть позже пришел и список щитов, которые попадают «под снос». Несмотря на все возражения руководителей рекламных агентств и просьбы подождать с крайними мерами, в выходные дни щиты были демонтированы.
– При этом был нанесен вред имуществу нашей организации, а также похищены рекламные элементы конструкций, – говорит Алексей Ковинский, директор рекламного агентства «Аврора».
Вроде бы остается лишь посочувствовать рекламщикам. Мэрия совершенно резонно заявляет: большая часть мест, где установлены рекламные конструкции, не соответствуют ГОСТу Р 52044?2003. Но тут возникает логичный вопрос – каким же образом несколько лет назад городские чиновники заключили с рекламными агентствами договоры на установку этих самых «незаконных» щитов? И даже деньги за это взяли вперед, причем немалые. Чудеса, да и только. Возможно, государевы люди в то время просто не знали о пресловутом ГОСТе? Но, как выясняется, это не совсем так.
В 2008 году мэрия Ярославля заключила 1430 договоров на размещение наружной рекламы сроком до 2013 года. При этом всем агентствам, заключившим эти договоры, была обещана выдача и второго документа – разрешения на установку рекламной конструкции.
– Нам известно, что на момент заключения договоров на рекламные места руководство мэрии знало, что 80?% рекламных мест не соответствует ГОСТу – на имя мэра из ГИБДД были направлены соответствующие уведомления, – говорят представители рекламных агентств. – Но мэрия все же заключила возмездные договоры сроком на 5 лет – возможно, чиновники хотели оперативно пополнить городской бюджет...
Однако после того, как ярославские организации полностью исполнили свои обязательства по этим договорам, переведя в бюджет 65 млн. рублей, разрешения были даны только на 650 конструкций. В отношении других мэрия отказала в выдаче и обратилась в суд с исками о расторжении договоров и сносе установленных рекламных конструкций. Позиция отцов города изменилась быстро, как погода в мае. Да, договоры мы с вами, уважаемые руководители рекламных агентств, заключили. И деньги взяли. Но разрешений?то у вас нет, документы мы вам не выдали! А значит, вы вне закона, договоры мы расторгаем, все щиты идут под снос. В городе Ярославле это порядка 80?% от всей наружной рекламы.
И самое печальное, что сделать здесь ничего нельзя. Да, устно разрешения обещал выдать один из заместителей мэра. Но потом уже другой зам городского главы, пришедший на это место, сказал: я об этом ничего не знаю, все ваши старые договоренности считаю недействительными. Работаем с чистого листа. Есть договоры и есть разрешения. У кого на руках лишь договоры – щиты убирайте.
– Основанием для демонтажа рекламных конструкций, помимо отсутствия разрешений, которые мэрия обещала выдать рекламным агентствам, стало и несоответствие мест размещений требованиям ГОСТа. Хотя уже в 2009 году руководство Росстандарта официально признало добровольность его применения. Мы считаем, что ссылка на ГОСТ при расторжении договоров – лишь повод, временное объяснение действий мэрии для того, чтобы потом признать этот ГОСТ необязательным и перекроить рынок наружной рекламы, – заявляют представители рекламных агентств.
В письме на имя президента рекламщики называют вещи своими именами: мэрия города Ярославля совершила аферу с наполнением бюджета города за счет поступлений денег за так называемое распространение наружной рекламы. А чтобы скрыть истинное положение дел в этой отрасли и не возвращать незаконно полученные деньги, чиновники по формальным причинам потребовали расторгнуть эти договоры. Требования о демонтаже касаются даже тех рекламных конструкций, на которые имеется вся необходимая разрешительная документация.
– Да, однозначно необходимо демонтировать конструкции, установленные без согласований и договоров, по которым не поступают средства в городской бюджет. Но совершенно непонятны требования мэрии города Ярославля по демонтажу практически всех рекламных конструкций, установленных 5 – 10 лет назад со всеми необходимыми на тот момент согласованиями, по которым заключены договоры с мэрией и производятся платежи в бюджет, – недоумевают рекламщики.
Поводом для демонтажа стала в том числе и реконструкция дорог, хотя по закону владельцы рекламных мест самостоятельно демонтировали все «мешающее» производству работ.
– Мы предполагаем, что истинной причиной поведения руководства мэрии Ярославля является грядущий передел на рынке наружной рекламы в городе в пользу нового игрока. Руководит этим процессом первый заместитель мэра Ястребов с согласия мэра города Ярославля. Этот игрок, судя по всему, уже решил некоторые вопросы с власть имущими для того, чтобы ускорить процесс. Наши предположения основываются и на том, что иски о расторжении договоров и демонтаже рекламных конструкций подаются системно. Мы боимся, что нас просто полностью уничтожат, – говорят руководители рекламных агентств.
Массовый демонтаж рекламных конструкций на основании штампуемых под копирку решений Арбитражного суда Ярославской области продолжается не первый месяц. В июле 2010 года появилось постановление № 110 «О создании постоянно действующей рабочей группы по выявлению на территориях общего пользования объектов наружной рекламы, представляющих потенциальную опасность для населения и территорий города Ярославля». Для того, чтобы как-то обосновать демонтаж рекламных конструкций, к местам их установки подъезжает так называемая «комиссия», среди членов которой нет ни одного представителя рекламных агентств. Также при обследовании не присутствует и собственник конструкции.
– В данном акте члены комиссии под копирку пишут, что у конструкции отошел уголок фанеры, а где?то они обнаружили кусочек ржавчины, а сама конструкция вроде бы чуть наклонилась. Еще одним дилетантским доводом является то, что фундамент конструкции не заглублен, и поэтому ее надо демонтировать. Это еще раз показывает несостоятельность членов комиссии, которые не знают, что 70?% конструкций в нашем городе не заглублены, так как проекты, по которым они изготовлены, предусматривают именно установку с наземным блоком, – жалуются рекламщики.
На основании всего этого и принимается решение о демонтаже. Несмотря на то, что на конструкциях размещены таблички с указанием собственника, ему результаты обследования никто не сообщает. Ведь получив их, он смог бы пригласить настоящих специалистов, представителей прокуратуры, журналистов и показать, что все указанное в акте не имеет никакого отношения к реальному состоянию конструкции.
После этого производится демонтаж щита, при котором он получает очень большие повреждения и практически уничтожается. При этом собственник, естественно, также не присутствует, таким образом, у него нет возможности оспорить или устранить мифические неисправности. После демонтажа конструкции можно получить только куски искореженного железа, малопригодного для эксплуатации.
Щиты разбирают силами местного спасательного отряда МЧС. В устав спасательного отряда МЧС в течение суток были внесены изменения, позволяющие заниматься демонтажем рекламы. Вместо своих прямых обязанностей по спасению людей работники спасательного отряда МЧС по ночам вынуждены варварским способом разбирать рекламные конструкции, которые потом увозят на свои склады. При этом происходит хищение рекламных изображений, которые являются собственностью заказчиков.
– Мы бы и сами демонтировали свои рекламные щиты, – говорят представители рекламных агентств. – Но сделать это сегодня без причинения вреда имуществу практически невозможно. Если даже бетонные блоки установлены на поверхности, с учетом того, что их площадь составляет около 5 м. кв. и масса около 6 тонн, они примерзли к земле настолько, что демонтировать их нельзя. Для этого требуется прогрев грунта. Кроме того, из?за завалов снега большегрузная техника к щиту просто не проедет. В настоящее время нашими организациями поданы заявления в Арбитражный суд ЯО об отсрочке исполнительных производств. Первые рассмотрения дел назначены на 1 февраля.
Сами же руководители рекламных агентств теперь и вовсе стали преступниками. Мэр и его первый заместитель регулярно собирают совещания с руководством службы судебных приставов и требуют привлечь рекламщиков к уголовной ответственности за неисполнение решений о демонтажах.
– Задержка с нашей стороны происходит по причине отсутствия финансовой и технической возможности демонтировать в течение короткого срока все то, что нами было установлено на законных основаниях на протяжении последних 5 лет. После всех оплат демонтажей мы останемся без средств к существованию. Работники рекламных агентств должны будут пополнить армию безработных в городе Ярославле. Мэра и его окружение это не волнует! – говорят они.
Представители рекламных агентств неоднократно были на совещаниях у мэра Ярославля, присутствовали на комиссиях муниципалитета, на которых предлагали пути выхода из сложившейся ситуации, пытались договориться с властью о решении вопросов.
– Нами разработана и предложена антикризисная программа по наружной рекламе в Ярославле на 2009 – 2011 годы. Но мэрия Ярославля продолжает «кошмарить» бизнес с новой силой. Опыт других городов России показывает, что нигде нет таких проблем в наружной рекламе, как в Ярославле, – сетуют рекламщики. – Мы неоднократно писали в адрес президента и премьера письма о беспределе, происходящем в нашем городе, но чиновники, к которым впоследствии попадают эти письма, – это и есть окружение мэра. В ответ на резолюции «разобраться» на наши обращения они направляют стандартные отписки.
Конечно, простому ярославцу до всех этих «разборок» вроде бы дела нет. Станет меньше рекламы на улицах – хорошо, спасибо мэрии. Но представители рекламных агентств уверены – тот самый «новый игрок» установит щиты на тех же самых местах. Правда, для этого придется отменить постановление мэра, в котором ГОСТ прописан как обязательный документ. Но это ведь недолго, правда? И все встанет на свои места…
ЯРНОВОСТИ
Поделиться
Комментировать