Арт-директор Музейного центра «Площадь Мира» Сергей Ковалевский: «Для людей ХIХ века исторические сюжеты Сурикова были шоком»

В Красноярске открылась выставка к 175-летию со дня рождения Василия Сурикова. 

К этой дате на историческую родину художника из Русского музея и Третьяковской галереи доставили двадцать работ живописца. «Культура» поговорила с куратором проекта Сергеем Ковалевским.


Василий Суриков появился на свет 12 января 1848 года (по новому стилю 24 января) в Красноярске, откуда спустя 20 лет уехал в Петербург, чтобы стать крупнейшим русским историческим живописцем. Из столицы Василий Иванович время от времени возвращался в родной город и даже написал здесь одно из самых известных полотен — «Взятие снежного городка».

До сих пор в Красноярске помнят и чтут земляка. Ежегодно в январе в городе проходит Зимний Суриковский фестиваль искусств, а в октябре отмечается день рождения матери художника Прасковьи Федоровны. В доме, где родился художник, действует музей-усадьба Василия Сурикова. Фонд музея состоит из предметов, которые находились в доме при жизни Суриковых, произведений и личных вещей художника. Часть работ живописца хранится в Художественном музее имени Сурикова и в Красноярском краевом краеведческом музее.

В этом году Красноярск отмечает юбилей Василия Сурикова большим художественным проектом, который стал возможен благодаря национальному проекту «Культура». На выставке, которая развернулась в залах Музейного центра «Площадь Мира», представлены 37 живописных полотен великого художника, собранных из фондов Государственного Русского музея, Третьяковской галереи, Красноярского художественного музея имени Сурикова и Музея-усадьбы Сурикова. Например, из Русского музея на историческую родину привезена одна из самых больших картин художника «Покорение Сибири Ермаком». Также на выставке — хрестоматийные «Взятие снежного городка», «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге», «Посещение царевной женского монастыря», «Сибирская красавица»…

Художник и муха


О выставке газете «Культура» рассказал один из кураторов проекта — арт-директор Музейного центра «Площадь Мира» Сергей Ковалевский.


— Сергей Леонидович, сложно было собрать эти бесценные полотна из разных музеев?

— Столичные музеи изначально обозначили нам список работ, которые могут предоставить. Первым в нем стало «Покорение Сибири Ермаком» из Государственного Русского музея. Затем подключилась Третьяковская галерея. Для «Покорения Сибири Ермаком» мы сразу определили место, а остальные полотна стали драгоценным ожерельем вокруг этой великолепной картины.

Внутри выставки мы сгруппировали работы по четырем залам. В первом — период, к которому относятся «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове». Затем — этап, связанный с написанием «Покорения Сибири Ермаком». В третьем зале — финал творчества. И в четвертом, на возвышении, в центре всей композиции жемчужина выставки — «Покорение Сибири».

— В экспозицию вы включили большой биографический блок, панно с репродукциями полотен великих живописцев, фотографии…

— Мы хотели создать драматургию. На входе в галерею оформили «таймлайн» — линию жизни художника. Это некая подводка к шедеврам. Но не стали ограничиваться основными вехами жизни Василия Ивановича. Параллельно с биографическими сведениями мы даем анекдоты — маленькие истории, городские легенды. Например, вы знаете, как Сурикова направили в Академию художеств? В Красноярске он работал писцом и как-то раз машинально нарисовал на полях одного из документов муху. Она выглядела так реалистично, что губернатор Павел Николаевич Замятнин тщетно пытался согнать ее с листа. В дальнейшем именно губернатор содействовал поступлению Сурикова в Академию. Рекомендую всем посетителям выставки почитать о бытовых особенностях жизни Сурикова, о его фантастических кульбитах биографии, особенно в детстве, когда он ходил рядом со смертью.

На противоположной стене галереи мы разместили огромные снимки, которые показывают зрителю три важных для художника места: Суриковская усадьба в Красноярске, Российская Академия художеств и его товарищеский круг — объединение передвижников. А между двух стен, под стеклом, располагается ряд колодцев, которые мы наполнили «снегом» и фактурой суриковского времени — подлинными предметами второй половины ХIХ — начала ХХ века, которые нам предоставил Красноярский краевой краеведческий музей. Можно пофантазировать и представить, что эти предметы рассыпались по снегу из саней «Боярыни Морозовой»...

— Как вам удалось найти такие качественные снимки?

— Дом Сурикова мы переснимали сами, слава Богу он сохранился. Часть исторических фотографий взяли из фондов музея-усадьбы, часть предоставил краеведческий музей, в котором хранится огромный архив художника. Удивительно, но три великолепных снимка передвижников мы нашли в Красноярске. Очень помогла Российская Академия художеств в Санкт-Петербурге, где Суриков учился мастерству. Часть фото они нам прислали безвозмездно. Несколько снимков купили у Третьяковской галереи. Мне очень нравится сюжет на фотографиях с передвижниками: четыре снимка в двух местах, верх — Петербург, низ — Москва. Художники здесь не статичны, они позируют, меняются местами, получается настоящее кино. Два фото, кстати, сделаны на фоне картины «Переход Суворова через Альпы». И на всех четырех снимках есть Суриков, но его, конечно, нужно поискать. Дальше от биографии мы переходим к искусству.



Прекрасное место для селфи

— Кроме подлинных картин Сурикова, в этих залах также есть репродукции работ других художников. Как они вписываются в концепцию выставки?

— В залах подлинники, а между залами мы захотели показать взгляды Сурикова на историю искусства — образы, на которых, с одной стороны, он сформировался как живописец, а с другой — на которые сам оказал влияние.

Пойдемте посмотрим. Всего у нас четыре стенда с репродукциями. Перед первым залом — панно из полотен художников, о которых Суриков говорит в своих письмах, дневниках. Их он крайне ценил, боготворил. Веласкес, Тициан, Тинторетто, Рембрандт. В произведениях Сурикова можно увидеть отсылки к ним. Например, в «Сцене из римского карнавала» есть нечто общее с картинами великих испанцев.

Следующее контекстное панно — передвижники. Нужно было показать круг синхронных Сурикову художников. Здесь великие русские живописцы — Репин, Васнецов, Крамской, Савицкий, Ярошенко. Мы долго и упорно подбирали картины, согласовывали и вынуждены были покупать изображения высокого разрешения, чтобы сделать качественные репродукции и показать посетителям исторический контекст. Вот «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Ильи Репина, картина до сих пор не выставляется в Третьяковской галерее из-за нападения вандала в 2018 году. А это репинский шедевр — портрет его дочери «Стрекоза». Зритель может всмотреться в эти образы, сравнить их с суриковскими и увидеть качество живописной фактуры в полотнах сибиряка. Такой не было ни у кого другого из передвижников. У его собратьев по товариществу есть фотореализм и великолепная искусственность изображения, а Сурикова по-настоящему волновала сама живопись, колорит, сочетания цвета.

Кстати, на выставке есть два подлинника передвижников: Ивана Крамского — «Портрет художника В.И. Сурикова» из Красноярского художественного музея имени Сурикова и Ильи Репина — «Портрет художника Василия Ивановича Сурикова» из Государственной Третьяковской галереи.

Если вы заметили, на стенах напротив каждого панно — персонажи суриковских работ, не приехавших в Красноярск. Вот старик-огородник смотрит на картины передвижников. Получается мизансцена, драматургия. Там у нас иностранный посол из «Утра стрелецкой казни». Дальше портрет дочери художника Ольги. Такая игра героев из картин. Мы постарались актуализировать пространство: персонажи выскакивают из ниоткуда и уводят нас в ту или иную картину. Считаю, это прекрасное место для селфи.



При чем тут авангард?

— Дальше представлены шедевры мировой живописи… Как они попали на суриковскую выставку?

— Да, переходя в следующий зал, мы знакомимся с творчеством французов — современников Сурикова. Некоторых из них он крайне уважал, что для русского художника нетипично. Репин, например, ненавидел импрессионизм. Суриков же сразу увидел живописную ткань, которая ранее была у Веласкеса, Тициана, Тинторетто, а потом у Дега, Мане, Моне. Лично с импрессионистами он не был знаком, но несколько раз ездил за границу и видел их работы. Да и в Москве Щукины с Морозовыми собрали великолепные коллекции. Вы можете всмотреться в румянец «Сибирской красавицы» и увидеть, как он перекликается с румянцем героини Мане из «Бара в Фоли-Бержер».

И последний стенд — об авангарде, о революции в русском искусстве ХХ века, когда художники отказались от исторических сюжетов и начали заниматься чистой живописью. Мы сделали панно про объединение «Бубновый валет», лидером которого был Петр Кончаловский, мастер авангарда и зять Сурикова. Мы сознательно ввели эту историю, к ужасу многих консервативных музеологов. При чем тут авангард? Суриков считал, что за этим искусством будущее. Представляете, в 1910-х годах, когда в России в салонах царил академизм, Суриков ходил на абсолютно скандальные выставки авангардистов. К сожалению, многие наши зрители не понимают эту живопись, хотя ей уже больше ста лет. И здесь мы выполняем свою миссию. Музейный центр «Площадь Мира» — это музей современного искусства. Нам важно было найти в Сурикове этот нерв, в котором он продолжается через столетие. Поэтому мои коллеги-искусствоведы провели опрос среди современных сибирских художников, узнали, что для них значит Суриков. Все их высказывания можно прочитать в этой части выставки.



Каждая картина — фурор

— Что такое Суриков сегодня? Почему он стал частью культурного кода россиян?

— Суриков — это парадокс. Для людей ХIХ века исторические сюжеты Сурикова, конечно, были шоком. Кино не было, фотосъемка была статичной. И художник двигался с наивной потребностью показать, как история разворачивалась на самом деле. Но можно ли современного зрителя, видевшего голливудские битвы, удивить историческими живописными сюжетами? К тому же Суриков не самый изысканный рисовальщик, каким был Репин. Но как-то с первых картин Василия Ивановича уже было понятно, что это художник первой величины. Каждая его картина вызывала фурор. Огромные картины, исторические не заезженные сюжеты. Но, может быть, разгадка суриковского феномена кроется в самой личности художника. Например, что его волновало в казаках? То, что у них был очень независимый склад ума и характер. Эту родовую вольнолюбивость Суриков впитал в себя еще в сибирской юности. Почитайте воспоминания, какую бурную молодость он провел в Красноярске, каким лихим парубком был, ходил по краю. А потом затянул его Петербург, но в общем-то Суриков остался таким же строптивым и независимым, каким был в юности, только лихость показывать стал через искусство. И благодаря этому прорвался сквозь время и пространство. Кстати, кураторскую концепцию мы назвали «Суриков сквозь время и снег».



Не только выставка

Организаторами суриковской выставки в Красноярске выступили Министерство культуры РФ, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Красноярский художественный музей имени Сурикова, Музейный центр «Площадь Мира». В залах последнего и развернулась масштабная выставка. В подготовке проекта участвовали также Красноярский краевой краеведческий музей и Музей-усадьба Сурикова.

Экспозиция будет работать до 9 июля. Выставку сопровождает публичная программа: лекция, дискуссия, наброски на природе, показ фильма, мастер-классы для детей, инклюзивные мастер-классы для детей.

Автор
Ирина ЕЛИСЕЕНКО, Красноярск
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе