«Большая книга» для несчастной женщины в ГУЛАГе

В Доме Пашкова в десятый раз вручили главную российскую литературную премию [фото].
Несмотря на то, что эта церемония вручения "Большой книги" - юбилейная, само мероприятие было, как обычно, лаконичным и скромным. 
Первую премию отдали роману Гузель Яхиной "Зулейха открывает глаза"
Фото: РИА Новости


Вся театральная часть свелась к первым десяти минутам: пока гости подтягивались в зал, студенты школы-студии МХАТ с выражением зачитывали со сцены фрагменты из книг, получавших когда-то первую премию. Из книги "Лев Толстой: бегство из рая" Павла Басинского, из "Обители" Захара Прилепина, "Лавра" Евгения Водолазкина, "Бориса Пастернака" Дмитрия Быкова, "Даниэля Штайна, переводчика" Людмилы Улицкой, "Письмовника" Михаила Шишкина, "Асана" Владимира Маканина, "Журавлей и карликов" Леонида Юзефовича, "Моего лейтенанта" Даниила Гранина.

"Большая книга" вручается за книгу, написанную в любом жанре: это может быть роман, может быть сборник рассказов, а может быть биография, например, из серии "ЖЗЛ". Такой биографией был "Борис Пастернак" Быкова. Такой был и "Андрей Вознесенский" Игоря Вирабова, номинированный в этом году на "Большую книгу" и ничего не получивший. Редакция "КП" встретила результаты этой церемонии скрежетом зубовным: Вирабов много лет проработал в нашей газете редактором отдела культуры, его все любили, все за него болели. Да и книгу (безотносительно понятной человеческой симпатии) он написал превосходную. Но - увы. Впрочем, Виктор Пелевин ("Любовь к трем цукербринам") или Дина Рубина ("Русская канарейка") тоже были номинированы и тоже ничего не получили, так что ладно, Вирабов оказался в неплохой компании.

Ну а теперь все-таки про победителей.

Третью премию получил Роман Сенчин за роман "Зона затопления" - современное переосмысление "Прощания с Матерой" Валентина Распутина: там тоже речь о людях, чьи земли и дома буквально затапливают.


Третью премию получил Роман Сенчин за роман "Зона затопления"
Фото: РИА Новости


Вторую премию дали Валерию Залотухе за роман "Свечка". Залотуха известен прежде всего как постоянный сценарист Владимира Хотиненко - он написал сценарии к "Макарову", "Мусульманину" и "72 метрам". Над "Свечкой" он работал больше двенадцати лет, и роман получился огромным, больше полутора тысяч страниц. Залотуха скончался от рака в феврале этого года, не дождавшись даже известия о том, что номинирован на "Большую книгу". Премию за него получала вдова. Она рассказала, что Дмитрий Быков прочел книгу одним из первых, на компьютере, и позвонил ей буквально за десять минут до того, как Валерию Залотухе начали делать первую химиотерапию: "Скажи своему мужу, что он солнце, и чтоб он выжил, потому что покойникам Нобеля не дают!" Залотуха, услышав эту оценку, очень приободрился. К сожалению, никакого реального действия на процесс лечения слова Быкова не возымели.

Наконец, первую премию отдали роману Гузель Яхиной "Зулейха открывает глаза". Тут и возразить нечего. Яхина написала невероятно захватывающую книгу про тридцатилетнюю татарку, которую судьба вырвала из мирного дома и перенесла в ГУЛАГ - причем трудно даже сообразить, что именно в этой конструкции больший ад, "мирный дом" со зверем-мужем и чудовищем-свекровью или сталинский лагерь с голодом, холодом и любимым человеком, который бродит рядом с Зулейхой и все не решается признаться себе в своих чувствах к ней.

Возможно, вопреки воле автора "Зулейха" - роман скорее авантюрный, чем трагический. Очень женский - и полный энергии. Напоминающий все что угодно - "Жюстину", "Анжелику, маркизу ангелов", сериалы (а Яхина профессиональный сценарист), Акунина, "Робинзона Крузо" и прочую библиотеку приключений, "Архипелаг ГУЛАГ" и реальные биографии политзаключенных... хотя вот тут стоп: "Зулейха" при всех тщательно подшитых к ней зверствах и трагедиях все же слишком хрупка и изящна, чтоб ее сравнивать с Солженицыным. Однако же Яхина, вольно или невольно ориентируясь на литературу, которую принято считать низменной и/или маргинальной, умудряется вылепить настоящий, смертельно крутой, очень точный в деталях и характерах роман, которого читатель, в общем-то, и ждет. И "Большая книга" остается верна себе: там награждают не просто хорошие книги, но книги, которые еще много месяцев будут читать и обсуждать. "Зулейху" точно будут.


Председатель Госдумы Сергей Нарышкин на церемонии вручения премии "Большая книга"
Фото: РИА Новости


КСТАТИ

* В этом году на "Большую книгу" было номинировано девять книг. Помимо упомянутых в заметке, это "Девять девяностых" Анны Матвеевой, "Осень в Задонье" Бориса Екимова и "Мысленный волк" Алексея Варламова.

* Лауреат первой премии получает три миллиона рублей, второй премии - полтора миллиона рублей, третьей - миллион рублей.

* Параллельно проводилось читательское голосование: лауреатами стали "Зулейха", "Свечка" и «Девять девяностых».
Автор
Денис КОРСАКОВ, колумнист, специальный корреспондент отдела культуры и светской хроники
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе