«Черновик»: A real «show» in real time

Издатель лицензионных электронных и аудиокниг «ЛитРес» запустил проект «Черновик», презентация которого состоялась на 21-й Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction, проходившей в Москве в Гостином дворе 5–9 декабря.

«Черновик» — новый формат книг, набирающий популярность во всём мире. Авторы публикуют книги по главам или частям, а читатели не только их прочитывают, но и даже могут влиять на сюжет в режиме real time — реальном времени.


Постоянные авторы сервиса ЛитРес — популярные фантасты Андрей Васильев, Вадим Панов и пишущие исторические детективы и поэтому несколько держащиеся от них «особняком» Николай Свечин и Валерий Введенский (правда, как оказалось, «фантастика и исторический детектив — жанры близкие») рассказали, чем им интересен данный формат, и поделились опытом создания книг, которые пользуются интересом у читателей.

По словам Васильева, на любом проекте — а их у него «пишется одновременно несколько, по одной главе в неделю, иногда по две» — есть группа читателей, которые помогают со сбором материала, из которого обычно «сорок процентов идёт затем в работу». Сам он читает «в основном что-то научное».


— Когда занялся научной фантастикой, — тоже признаёт Панов, — я стал меньше читать художественной литературы. Сейчас основную часть моей библиотеки составляют научные книги, из которых и собираю материал. Существенную часть времени занимает подготовительная работа над книгой.

Свечин ведёт архив, который насчитывает уже больше двадцати папок с разным историческим материалом. «Девяносто процентов» в книжках детективщика — «реальные люди». Свой метод работы он сформулировал так: «Взять факт, бывший на самом деле, и вставить его в свою версию, раскудрявить вымысел».

Как начинающему автору найти свою группу читателей?

— Что именно пишет молодой автор? — рассуждает Панов. — Если серьёзную научную фантастику — одно дело. Если развлекательную, лёгкую, весёлую — другое. В этом случае автора даже не стоит поправлять — не надо задумываться над его фантастическими допущениями. Той же принцессой, собранной из батареек.

— Я отслеживал те комментарии к своим книжкам, которые были конструктивны, — сказал Васильев. — Кроме того, их авторы делали разбор, не настаивая на своей точке зрения. Постепенно — этот процесс очень долгий — среди них появились те, кому могу доверять. Если вдруг выяснится, что в каком-то куске текста что-то не так — его перепишу. Такая группа читателей — это ещё и тест-драйв».

Отвечая на вопрос о взаимоотношениях с критикой, Васильев заметил, что «критика — разная. Часто попадаются критики, как герой из известного рассказа Василия Шукшина “Срезал” — Глеб Капустин. Им важно поговорить. Стараюсь с ними не конфликтовать. Есть те, к мнению которых прислушиваюсь. Есть троллинги. По молодости некоторые вещи больно задевали. Потом понял, если не отрастишь крокодиловую кожу — пропадёшь. Сейчас близко к сердцу негативные высказывания не подпускаю. Ну и наконец, есть просто те, кто оставляет хорошие отзывы. В общем, все могут говорить, что хотят. Но нецензурную брань на своих страницах не приемлю».


По мнению Панова, «хороший критик может критиковать только то, в чём он хорошо разбирается. Но как критикам, привыкшим работать с чисто художественными текстами, оценить произведения тех, кто использует научный пласт? Тут они “сдуваются”. Словом, в нашей жанровой литературе они отсутствуют».

Коллегу поддержал Введенский: «Последние лет пять-шесть нашего жанра как будто нет. Критика молчит».

Свечин считает, что писателю «надо идти своим путём. Не обращая внимания ни на хулу, ни на похвалу. По-пушкински».

В чём разница между электронной и бумажной книгой? В каком формате современный читатель предпочитает погружаться в литературную историю: в «сериальное» чтение или законченную книгу?

«Прогресс движется вперёд, с этим не поспоришь», — отметил Введенский. «Каждый выбирает себе по вкусу — электронную или бумажную, — полагает Свечин. — Мне комфортнее с последней».

«Я пишу книги на компьютере, но всегда редактирую их на бумаге — это совсем другое ощущение, — говорит Панов. — Не могу представить себе работу иначе. Плюс обязательно прочитываю всю книгу вслух». Но добавил: «Запах типографской краски, шелест страниц — всё это великолепно. Но — прогресс неизбежен. И, стоя в машине в пробке, лучше читать электронную книгу, чем слушать юмористическую передачу по радио. Сам я не слушатель аудиокниг, не читаю с электронных. Процесс похож, но — не такой. Редко покупаю электронные книги — если только встречу уникальный научный труд».

— Воспринимать текст на слух так и не научился, — признаёт Васильев. — Бумажный рынок ушёл — факт неопровержимый. Люди стали меньше покупать бумажных книг. Хорошо это или плохо? Книжный рынок возвращается к исходной ситуации, как в начале ХХ века: книга опять переходит к собирательству. Будут очень дорогие, коллекционные издания и очень дешёвые. Бумажная книга как таковая умереть не может. Всегда будут те, кому важно открыть именно бумажную книгу. Но возвращение к огромным тиражам маловероятно.

Почему верхние топовые позиции занимают любовные романы, а не научная фантастика и исторические детективы? Потому что женщины предпочитают покупать книжки, а мужчины скачивать, — объясняет он же, — сейчас автор и читатель «сидят» почти лицом друг к другу. У меня две группы читателей: первые читают черновики, вторые ждут готовой книги. И то и другое нормально.


По мнению Панова, проект ЛитРес: Черновик — «прекрасная идея». «Это один из способов донесения книги до читателя, который может сравнивать то, что было, и то, что получилось в итоге». Вместе с тем не каждую книгу, на его взгляд, «можно выкладывать частями. Есть книги, которые нужно читать сразу — от начала до конца. В черновиках они потеряют что-то. Опять же — на уровне ощущения».

— Диалог с читателем нужен, — не сомневается Васильев. — И его отзыв важен. Но на сюжет влияю только я. Никто не может вторгаться в мир писателя.

С точкой зрения коллеги согласен Свечин: «Угождать читателю опасно».

…Все выступавшие писатели сделали общий вывод: «Очень здорово, что сервис ЛитРес создал такую платформу». И перешли к автограф-сессии.

Вела семинар-презентацию Ирина Мамонтова, руководитель отдела маркетинга проектов ЛитРес: Самиздат и ЛитРес: Чтец.

17 декабря 2019 года

Автор
Елена Константинова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе