Чей том толще

Толстая книга — знак того, что ее автору есть что сказать миру. Этот стереотип сидит в нас со школьной скамьи, со времен первого детского ужаса перед четырьмя томами «Войны и мира». В руках читателя толстая и крупноформатная книга — знак интеллекта: раскрытый посетителем кафе или пляжа на середине 900-страничный фолиант говорит о том, что его обладатель занят умственным трудом, а не перелистыванием страниц. Так что толстые книги — имиджевый проект, особенно для отпуска

Отдых с толстой книгой запомнится и читателю, и его случайным попутчикам

Крым, пыльная автодорога из Евпатории в Севастополь. По ней с трудом тащится старенький львовский автобус. Количество его пассажиров значительно превосходит число мест внутри, в том числе и стоячих. В проходе в общей курортной давке стоит высокая дама средних лет в соломенной шляпе и на вытянутой вперед руке торжественно держит здоровенный раскрытый том — «Консуэло» Жорж Санд. 

Эта не слишком немая сцена запомнилась большинству пассажиров приснопамятного автобуса, в том числе и мне. Традиционно считается, что на отдых нужно брать с собой тоненькие книжки в мягкой обложке, желательно карманного формата. В зависимости от тяги отдыхающего к чтению это может быть один или несколько дешевеньких покетбуков; иные засовывают их в чемодан десятками, а потом оставляют в отелях, на пляжах и даже в самолетах. В некоторых европейских гостиницах даже есть специальные стойки, где можно взять почитать покетбук на любом языке — из оставленных постояльцами. 

Но сюжет такой книжки будет забыт, так же как и она сама. Тем более что легкомысленный формат часто подразумевает легкомысленное содержание, несмотря на то что у нас в виде покетбуков любят издавать русскую и зарубежную классику — от Достоевского до Германа Гессе.

А вот отдых с солидным изданием запомнится и тому, кто будет читать, и его спутникам, и даже случайным попутчикам, что и произошло с дамой из автобуса Евпатория — Севастополь. Кроме того, отпуск — единственное время, когда можно осилить толстую книгу, не отвлекаясь ежечасно на работу и другие дела. То есть практически единственное время, когда с полным правом можно стать в глазах окружающих расслабленным интеллектуалом — хотя бы на неделю-другую.

Для издателей крупный формат — возможность сделать книгу более удобной и интересной читателю. В первую очередь это касается литературы нон-фикшн: в толстый том легче впихнуть иллюстрации, схемы, графики и сводные таблицы, а значит, сделать книгу более содержательной и «умной». 

Другой вид толстой книги — сборник: тематический (вроде собрания английского детективного рассказа времен Конан Дойля «Не только Холмс») или сборник произведений одного автора (анг­лийские издательства любят так издавать Шекспира — все пьесы и сонеты в одном толстенном томе). Одной такой книги хватит на целый отпуск, причем чтение будет достаточно разнообразным: под одной обложкой все-таки не один длинный текст, а много разных.

Если же речь идет просто об очень толстом романе, в его пользу есть медицинский аргумент. В современных книгах большого формата шрифт крупнее, а интервал между строчками шире. Так что глаза человека, отдыхающего с недавно изданным толстым романом, будут отдыхать вместе с ним.

Почитать: классика и сборники

В советское время крупный формат был традиционным для издания классики. Создатели серии «Библиотека всемирной литературы» стремились всю ее запихнуть в несколько сотен томов, так что под одной обложкой часто оказывалось по несколько произведений, объединенных временем написания — готические романы, романы начала XIX века, «Илиада» и «Одиссея». 

Были и более крупные издания — например, полное собрание пьес Александра Островского в одном томе, которым можно было убить даже крепкого человека, или аналогичного размера собрание произведений Салтыкова-Щедрина. Но испытания рынком большой формат не выдержал. 

В начале 1990?х классику если и издавали, то в малом формате, разбивая тексты на несколько томов или, наоборот, запихивая под одну обложку больше тысячи страниц набранного убористым шрифтом текста. Причина была в первую очередь экономическая: на рынке царили дешевые книги. 

Толстые собрания сочинений одного писателя издавали только в случае с беспроигрышными циклами авторов фэнтези. В конце 1990?х и начале 2000?х выходили крупноформатные сборники романов Макса Фрая, Михаила Успенского и Марии Семеновой. 

Был еще «премиум-сегмент» — подарочные издания с высококачественной печатью и обложками из кожи кенийского козла с золотым тиснением. Но эти книги были созданы не для того, чтобы брать их в руки, а для того, чтобы ставить их на полку и никогда больше оттуда не доставать. 

Лишь в последние годы перед кризисом стали появляться книги «среднего класса» — большого формата, с улучшенным дизайном и интересными графическими ходами, которые стоят от 300–400 до тысячи с небольшим рублей. Это большие сборники рассказов и разножанровых произведений или просто достаточно большие тексты, издатели которых не захотели портить читателю настроение дешевым исполнением, как, например, в случае с книгами Питера Акройда «Лондон. Биография» или «Темза. Священная река». 

Посмотреть: иллюстрированные книги

Сегодня в книгоиздании существует целое направление — иллюстрированные книги, в которых картинки не менее важны и ценны, чем текст. Это научно-популярные издания, речь в которых идет об истории вещей. 

Безусловный лидер здесь — проект Леонида Парфенова «Намедни», в рамках которого вышло уже два тома. Такая книга просто не может быть маленького формата: текст о советских сапогах-дутиках в ней не более важен, чем возможность эти самые сапоги рассмотреть на крупной любительской фотографии. По мере того как «Намедни» и им подобные проекты о еде, посуде и т. п. захватывают книжный рынок, маленькие, пусть и более дешевые, книжки с небольшими черно-белыми иллюстрациями уходят в прошлое.

Другой вид больших книг, которые можно и читать, и рассматривать, — это комиксы или графические новеллы. У нас они еще только входят в моду, особенно если речь идет не о тонких брошюрах, а о толстых томах. В России их выход пока еще тесно связан с индустрией кино: несколько лет назад под премьеру «Города грехов» у нас выпустили русский перевод одноименной серии графических романов Фрэнка Миллера, а в этом году — тоже под кинопремьеру — «Хранителей» Алана Мура. 

Повтыкать: электронные издания
Электронные книги уже начали наступление на бумажные именно в качестве курортного чтения. Так что лет через десять на пляжах всего мира будет одна и та же картина: если кто и читает, то уткнувшись в свой электронный «ридер», которому все равно — что крупный формат, что мелкий. 

Уже сейчас есть люди, отправляющиеся в отпуск с одним КПК или даже смартфоном, в который предварительно закачали книги в электронном виде — кто из легальных онлайн-библиотек, а кто и с пиратских сайтов. В смысле объема информации, длительности чтения и имиджа интеллектуала электронный «ридер» — идеальная толстая книга нашего времени, хотя в России она пока и не очень распространена.

В отличие от смартфонов и КПК, в «ридерах» используется не традиционный жидко-крис­тал­лический экран, а так называемая электронная бумага, которая сама свет не излучает, а отражает его — как обычный печатный лист. То есть меньше утомляет глаза и не требует большого количества энергии. 

У нас продаются модели электронных «ридеров» от компаний Sony (Sony Reader), Explay (TXT.Book) и Pocket Book. Хотя вообще-то «ридеры» выпускает большинство крупных фирм, занимающихся электроникой, а крупнейший в мире книжный онлайн-магазин Amazon.com продает свой собственный девайс — Kindle. 

Выбирая себе «ридер», помимо его веса, размера экрана, объема памяти, доступа к беспроводной сети и цены стоит обратить внимание на то, может ли он читать файлы разных форматов и передавать графические изображения, что важно, если вы будете читать книгу с иллюстрациями. Это пока доступно далеко не всем «ридерам». 

Так что бумажные толстые книги пока еще вне конкуренции. Впрочем, как уверяют разработчики «ридеров», ненадолго. 

Константин Мильчин, автор «Эксперт Online»

Эксперт
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе