Что хотел сказать писатель

Еще не отшумели страсти, вызванные изданием ярославским писателем Василием Пономаренко антологии поэзии, в которой он опубликовал свои экстравагантные оценки известных поэтов, умерших и живых. Но Василий Дмитриевич - известный ерник, чего, наверное, нельзя сказать о ростовском его коллеге Валерии Замыслове, опубликовавшем 10 декабря в газете «Ростов Великий» свою статью «Слово о ростовской литературе и журналистике». Но что-то же произошло и с ним, решившим вдруг дать оценку всем, кто в Ростове и его окрестностях работает профессионально в печатных изданиях или просто увлекается литературным творчеством.  

Не будем заострять внимание на его языковых огрехах, зададимся лучше вопросом, зачем написана эта статья, с какой целью. Цель, казалось бы, благородная: призвать местные органы власти обратить внимание на ростовских литераторов и поддержать их. Учредить ежегодную премию имени... 

В статье скромно говорится насчет имени: «наша администрация, если она за это возьмется, должна наметить фамилию литератора-земляка (во имя которого будет учреждаться премия), создать жюри во главе с председателем...» ну и так далее. В общем, надо поддерживать, премировать... А кого? Судя по той же статье Валерия Александровича абсолютно некого. Он, кинувшийся из одной крайности в другую, и на себя обрушил гильотину: с огрехами пишет, романы его недотягивают до нужного уровня, далеки от совершенства. (Сколько же мужества потребовалось ему для такого признания?!) А кто еще кроме него здесь, на ростовской земле, может писать? Наивный, конечно же, вопрос, и ответ очевиден - ни-кто. Поэты пишут бездарные стихи, не вызывающие никакого отклика в читательской душе, а пустившись писать романы, делают это еще хуже. В общем, графоманы одни кругом, куда ни плюнь. В какой-то мере он, наверное, прав: графоманов хватает.

Закономерный, полагаю, назревает вопрос: для кого же премию учреждать? Кому ее впоследствии вручать? Ну если не быть ленивыми и открыть подшивки «Ростовского вестника», то ответ и на этот вопрос, и на все остальные, поднятые в статье Валерия Замыслова, найдется: надо учредить премию его имени, назначить его председателем жюри и, когда он выберет свой очередной роман (или не роман), достойный премии, выдать ее ему. И желательно при скоплении народа, журналистов (впрочем, толковых уже не осталось, надо срочно всех заменить!) провести церемонию в сопровождении оркестра. Вот и все, над чем тут вообще голову ломать!

Поверьте или возьмите и сами убедитесь: столько ярких, незабываемых статей написано о Валерии Замыслове и его немыслимом таланте! Жаль только, что нигде не указано, кто именно писал эти статьи и многочисленные отклики на его творчество. А писал-то он сам. Подписи стояли разные, но автор всегда и неизменно один - сам. И о себе, любимом. Ну, подправит иногда подписывающий его саморекламную статью неловкие, неуклюжие фразы «волшебника русского слова», ну, посетует: «сколько можно расхваливать самого себя, как это все надоело!» Но по сути-то? По сути - нет у нас не только в Ростове, а и во всей необъятной России более талантливого (не ошибиться бы, а вдруг - гениального) писателя. Ну, приврет, создавая исторический образ или рисуя картины давно минувших дней, так ведь не без этого: художественная литература, не документальная. Да и кто из потомков того же Ярослава Мудрого сейчас предъявит ему претензии? Почти легендарная личность, почти миф. Вот видит его Валерий Замыслов таким и нам предлагает (порой настаивает) видеть историческое лицо, всю российскую историю в его свете.

Впрочем, ничего страшного в этом нет. Не хочешь - не читай. Писателя оценит время. Люди, конечно же, но через какое-то время. И вряд ли они ошибутся.

После прочтения статьи я позвонил Валерию Александровичу, высказал свое мнение. Он пришел к выводу, что я ничего не понял, предложил прочесть еще раз. Заверил меня, что писатели его поймут. Не сомневаюсь. Поймут и те, полагаю, от кого он ждет поддержки.

Не подумайте, что я пишу вот это от обиды за уничижение. Мол, покритиковал маститый писатель графомана, а он с расстройства и ополчился теперь против него. Отнюдь! Просто захотелось поддержать Валерия Александровича, взявшегося высказать открыто о наболевшем, также по его примеру резануть правду-матку в лицо. Но я в отличие от него хотя бы знаю, о чем пишу. А вот Валерий Александрович не то что не читал, даже в руках не держал моей книжки с прозаическим произведением. Он честно признался мне в этом. Сказал в оправдание лишь то, что я сам говорил ему, что написал роман. И это неправда. Я говорил ему, что мое произведение называют романом, но я и сам не знаю, что написал, не умею определять жанры. Вот на основе этих моих слов он и заключил, что я дерзнул написать роман, «замахнулся на высшую вершину творчества» (это снова от его эгоцентризма исходит, а суждение-то весьма спорное), «но произведение не соответствует избранному жанру». Вот так, не читая. По известному трафарету: «я не знаю, что он там говорил, но он не прав». Ну и на что мне в этом случае обижаться? Кто ему предложил такую оценку, я догадываюсь. У нас много неудачников и завистников. Но даже на них я не обижаюсь, а лишь сочувствую им. Как и самому автору статьи «Слово...», вечно опекаемому, обласканному властями и при этом каким-то образом прошедшему «Через шипы и тернии». Словно в ГУЛАГе побывал!

Так будет ли толк от статьи Валерия Замыслова? Бросится ли наша финансовая и политическая элита на поиски шедевров, которых нет? Не знаю. По-моему, с черной кошкой в темной комнате все давно знакомы, и никто ее больше не ищет. Уж лучше бы писатель сообщил прямо: в Ростове литературы нет и не предвидится. И нечего головы морочить, воздух сотрясать призывами поддерживать несуществующих литераторов и помогать им. Хотя, если честно, я считаю, что как в спорте есть чемпионы области, России, Европы, мира, Олимпийских игр, не всем удается пройти весь этот путь, так и в литературе могут быть хорошие, достойные внимания писатели разного уровня. Если бы не было писательской массы, не появились бы и великие Пушкин, Гоголь, Достоевский, Булгаков, Цветаева, Есенин... А хороших поэтов и прозаиков, на мой взгляд, в Ростове и районе немало.

И сам Валерий Замыслов, если ему слегка умерить амбиции, вполне интересный сочинитель. (Жаль, что у него редактора толкового нет.) Это статья у него неудачная, но книги-то пользуются спросом. Да и статью прочтут, потому как привыкли доверять ему. Так вот, чтобы не заблуждались люди, я и решил помочь Валерию Александровичу в его излияниях. Не стал бы я уничижительно говорить о таких писателях, как Борис Сударушкин, Николай Ефлатов (их краеведческие труды и через много лет, если не веков, будут востребованы), Светлана Мартьянова. Каждому есть над чем работать, каждый из них знает не менее Валерия Александровича о слабых сторонах своего творчества. Подсказать - не вредно, не помешает, но не в такой же форме! Есть талантливые поэты: Валерий Куликов, Валерий Топорков, Игорь Сапунков (и прозаик он интересный), Марина Львова, Мария Васильева, Наталья Пак, Василий Козачук. Боюсь, что всех и не перечислю. А почему ни слова не сказано о Елене Крестьяниновой, издавшей совсем недавно прекрасную книжку «Ростовские сказки»? Таланты, самородки, несомненно, есть на ростовской земле, и поддерживать их, безусловно, надо. Только вот этих самых оценочных слов у нашего выдающегося писателя и не прозвучало.

Николай РОДИОНОВ,

не претендующий на лавры писателя-романиста Валерия Замыслова.

УЕДИНЕННЫЙ ПОШЕХОНЕЦ. Литературно-краеведческое приложение / Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе