Что в имени тебе моём?

Ольга Давыдова. Лепил А. Опекушин. – Ярославль: издательское бюро «ВНД», 2013. – 256 с.: 32 ил. – 900 экз.

Выдающийся русский ваятель Александр Михайлович Опекушин прежде всего известен нам своим монументальным памятником А.С. Пушкину, торжественно воздвигнутому 6 июня 1880 года на Тверском бульваре Москвы.  

С 1873 по 1875 год скульптор выдержал три конкурса, представив восемь вариантов, и победил, что давало право осуществить именно его проект памятника, «произведение простое и цельное», и началась пушкиниана Опекушина. Ему тогда было 37 лет – столько же, сколько погибшему поэту. Возможно, столь случайное совпадение оказало-таки своё воздействие на решение образа, и остаётся не прерванной, сохранённой в бронзе мысль на его челе. Непререкаемая вертикаль формирует площадь, носящую его имя, и какая бы суета сует его ни окружала, сколько глаз потомков ни обращалось бы к нему, Пушкин погружён в свои думы, и кажется, что всё это время он не переставал сочинять…

Подробно изложенные факты создания каждой скульптурной работы Опекушина, обстоятельства, сопровождавшие его творческую деятельность и семейную жизнь, все 85 лет его сложной, наполненной событиями судьбы открываются перед читателем, который обо всех деталях узнает, возможно, лишь из этой книги. Огромное количество произведений мастера было варварски уничтожено после падения Российской империи уже потому, что новая власть оценивала их не с точки зрения искусства, а исключительно в политическом аспекте. И если 15-метровый монумент Екатерине II возле Александринки (по проекту М. Микешина создал М. Чижов, а фигуры сподвижников на её постаменте – Опекушин. Кстати, в ноябре 2013-го исполнилось 140 лет со дня его открытия в 1873-м), памятник «Тысячелетие Руси» в Новгороде Великом (по проекту М. Микешина, где горельеф Петра I выполнил Опекушин) пощадили, то бо’льшая часть изваяний снесена по всей стране. Часто мелькают в документальных фильмах кадры кинохроники, запечатлевшие разнузданную толпу, громящую памятник Александру II в Кремле в 1918 году и Александру III у храма Христа Спасителя, поставленного в 1912-м и снесённого пролетарской революцией раньше самого храма… 


И, согласно образовавшейся логике, автор работ, посвящённых не одним лишь членам царской фамилии, но и поэтам, художникам, военным героям, был удалён от профессии, мастерская его отобрана, сбережения конфискованы, дом в Петрограде экспроприирован. Вся семья 80-летнего академика Опекушина голодала, сам он серьёзно заболел не столько от старости, сколько от холода – на дрова денег не было. И в 1919 году нарком просвещения А. Луначарский выделил казённые деньги на то, чтобы скульптор с тремя дочерьми переехал в Ярославскую губернию, в родное село Рыбницы. Там Опекушин и умер в нищете в 1923-м, а имя его в новой истории старались предать забвению.

Автор книги Ольга Давыдова почти 30 лет готовила этот труд, досконально изучив биографию и творчество своего знаменитого земляка. Это издание, приуроченное к 175-летию со дня рождения выходца из крепостных, действительного члена Императорской академии художеств, невероятно трудолюбивого и талантливого человека Александра Опекушина, увидело свет благодаря историко-культурному центру «Вятское».

Поклон им за это!

Алла ВЛАДИМИРОВА

Литературная газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе