Дмитрий Мережковский: столп русского символизма

Выдающийся писатель Серебряного века дебютировал в качестве поэта, затем раскрылся как литературный критик, а в итоге стал религиозным мыслителем.

Семья

Дмитрий Мережковский родился 2 августа 1865 года на Елагином острове в Петербурге. Будущий писатель от рождения был дворянином. Его отец, Сергей Иванович, служил столоначальником при Александре II. Мать, Варвара Васильевна, была дочерью главного полицмейстера. Помимо Дмитрия, у Мережковских родилось ещё восемь детей.

На формирование характера писателя большое влияние оказала обстановка в семье. Позже Мережковский напишет, что у него будто «не было семьи». Отец Дмитрия отличался холодным, сухим и даже эгоистичным нравом. Детям не хватало родительского тепла и участия в их жизни. Повзрослев в таких условиях, писатель сам стал человеком отчуждённым. Своё одиночество Мережковский излил в поэзии.



Образование

В 1876 году Дмитрий поступил в Третью классическую гимназию. Именно там, в возрасте 13 лет, он пристрастился к стихам. До первой серьёзной публикации оставалось немного. В 1881 году в литературном сборнике «Отклик» состоялся дебют Мережковского. Но настоящее признание ему принесло стихотворение «Сакья-Муни», опубликованное в «Отечественных записках».


Д. Мережковский.
Источник: Wikimedia Commons


Мережковский отучился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В образовательной среде он завёл много необычных знакомств, в том числе с В. Г. Короленко и К. Д. Бальмонтом. Тогда же Дмитрий увлёкся идеями народничества, что скоро нашло отражение в его стихах.




Литературная карьера

Первую поэму «Протопоп Аввакум» Дмитрий Мережковский написал в 1888 году. Ещё через полгода вышел его первый поэтический сборник «Стихотворения». Ненадолго потеряв интерес к поэзии, Мережковский начал составлять античные переводы. В круг его работ вошли трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, а также роман «Дафнис и Хлоя». Исследователь литературы Серебряного века Юрий Зобнин назвал их «гордостью русской школы художественного перевода».

Позже Мережковский всё чаще стал выступать как критик. Он публиковал статьи о А. П. Чехове, А. С. Пушкине, Ф. М. Достоевском и других. Параллельно продолжал сотрудничать с несколькими петербургскими журналами, где публиковал свои переводы.



Символизм и трилогия

Путь Мережковского-символиста начался со сборника под названием «Символы. Песни и поэмы». Вместе с ним он прочитал знаменитую лекцию «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», в которой попытался обосновать теорию символизма. В журнале «Северный Вестник» Мережковский опубликовал свой роман «Смерть богов. Юлиан Отступник». С него началась знаменитая историческая трилогия «Христос и Антихрист». С выходом первого русского символистского романа к Мережковскому пришла настоящая слава среди русских и зарубежных литераторов.

Вторая часть трилогии — «Воскресшие боги. Леонардо Да Винчи» — была напечатана в журнале «Мир божий» в 1900 году.



Мережковский и религия

В 1899 году писатель всерьёз обратился к религии. На страницах «Мира искусства» он выпустил своё самое влиятельное литературно-критическое эссе «Л. Толстой и Достоевский». В основу трактата легло вечное противостояние христианства и язычества.


Д. Мережковский. Портрет работы И. Репина.
Источник: Wikimedia Commons


Ещё одним результатом резкой смены интересов писателя стали «Религиозно-философские собрания». На них интеллигенция обсуждала вопросы церкви и культуры. Однако спустя два года существования общество было закрыто распоряжением тайного советника К. Г. Победоносцева.

В 1904 году в журнале «Новый путь (с которым Мережковские сотрудничали ещё во время «собраний») начала выходить последняя часть знаменитой трилогии — «Антихрист. Пётр и Алексей».



Гиппиус и «троебратство»

Союз Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус называли самым продуктивным в истории Серебряного века. Они познакомились в летом 1885 года в Боржоме и почти сразу же обвенчались. Их сближало особенное интеллектуальное и духовное единство. «Она ведь не другой человек, а я в другом теле» — написал Мережковский в письме другу.

В браке оба творца раскрылись ещё больше. Мережковский развивал идеи Гиппиус, а она помогала ему сблизиться с редакторами журналов.


З. Гиппиус.
Источник: Wikimedia Commons


В 1900 году Дмитрий, увлечённый вопросами о Боге, решил, что необходимо создать «новую церковь» и переосмыслить отношение к религии. Эти настроения будут проходить красной нитью через все его творчество. Считается, что большое влияние на развитие теории писателя оказало его знакомство с нетрадиционными формами религиозности: старообрядчеством и сектантством.

Всерьёз к идее Дмитрия и Зинаиды Мережковских отнёсся публицист Дмитрий Философов. Участники общества совершали домашние обряды и читали выдуманные молитвы.



Революция

После революции 1905 года Мережковские некоторое время жили и работали в Париже. В добровольной эмиграции Дмитрий задумал новую трилогию о природе и сути русской монархии под названием «Царство Зверя». Вернувшись в Россию, с 1908 по 1918 год Мережковский закончил три части: «Павел I», «Александр I» и «14 декабря».

Писатель крайне отрицательно отнёсся к участию России в Первой мировой войне. Сблизившись с А. Ф. Керенским, он поначалу приветствовал Февральскую революцию. Однако события Октября заставили супругов покинуть Россию. Они обосновались в Париже.


З. Гиппиус, Д. Философов, Д. Мережковский.
Источник: Wikimedia Commons


В эмиграции воскресные встречи в квартире Мережковских переросли в общество «Зеленая лампа». Оно привлекло лучших представителей русской интеллигенции за рубежом. Вместе с другими литераторами обсуждались вопросы революции, «неохристианства» и русской литературы.

Парижский этап творчества Мережковского подарил миру ещё несколько романов. Среди них: «Рождение Богов», «Мессия», «Наполеон», «Тайна Запада: Атлантида-Европа», «Иисус Неизвестный».

Кандидат на Нобелевскую премию
Дмитрий Мережковский несколько раз выдвигался на Нобелевскую премию. Исторические романы Мережковского пользовались крайней популярностью и были переизданы несколько раз. Однако в конце концов награда досталась другому писателю-эмигранту — И. А. Бунину. Мережковский, по словам современников, уступал ему из-за антикоммунистической направленности своих произведений.



Мережковский и Гитлер

Писатель болезненно переносил победу большевиков в России. Поначалу это пугало его даже больше, чем успех фашистской идеологии во время Второй мировой войны. Летом 1941 года Мережковский в тайне от супруги выступил на немецком радио. Он сравнил Гитлера с Жанной Д’Арк и назвал его спасителем мира. Узнав о зверствах фюрера в отношении советского народа, Мережковский изменил свои взгляды, однако репутация писателя уже была испорчена.

В последние месяцы жизни Мережковский продолжал читать публичные лекции, собирать материал для новой книги, посвящённой немецкому мыслителю Иоганну Вольфгангу Гёте. Литератор умер 7 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг. Он похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Автор
Редакция
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе