Ключ под ковриком

Книги воспоминаний, написанные великими поэтами, привлекают внимание неизбежно. А эта книга не просто воспоминания, это — «Проза», прозаические произведения Ахматовой в биографическом жанре.

Ключ к книге, конечно, лежит под ковриком перед входной дверью. Прямо в предисловии можно нагнуться и поднять: Анна Андреевна говорит, что, в отличие от многих, стихи ей просты и внятны, а вот проза — темна. Как ее делают, как пишут — ей всегда оставалось непонятным, и вот скромные опыты неумелого писателя представлены на прочтение и суд.

А дальше — глава за главой посвящены мужчинам, поэтам и художникам, с которыми встречалась Анна Ахматова. Серебряный век, растянувшийся с девятисотых и до почти семидесятых, был щедр на гениев: их было много, и умирали они обильно. В молодости Ахматова в Париже встречалась с никому не известным тогда Модильяни, долгие годы дружбы связывали ее с Мандельштамом, замужество — с Гумилевым… Это интереснейшие воспоминания, воспоминания поэта, видящего рядом равных, поэта, который считал самым важным — стихи, а не тот быт, что им случайно сопутствовал.

Конечно, в каждом тексте более всего проявляется автор. Даже отодвигая себя на вторые роли, даже рассказывая о других, автор прежде всего демонстрирует себя. И это книга вовсе не о Мандельштаме и Гумилеве, они всего лишь тени, их стихи ярче, чем воспоминания о них. Это книга об Ахматовой, и она разговаривает с читателем — капризная, властная, гениальная.

Как бы то ни было, даже наивный читатель постепенно замечает, что слишком удачно все складывается и, кажется, ключ — тот ключ в начале, что лежал прямо под ковриком, — положен очень уж специально.

Анна Ахматова. Проза. — М.: Рипол-Классик, 2013. — 255 с. Тираж 6000 экз.

Любарский Георгий

Эксперт

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе