Кто пишет и кто читает современные российские детективы

Татьяна Полякова любила сочинять с младших классов школы. Однако о писательской карьере до поры до времени не задумывалась. Проработав в детском саду 14 лет, она решила, что нужно что-то изменить в своей жизни.

Полякова была твердо уверена — она сможет писать детективы лучше всех, кто попытается с ней соперничать. Она сказала друзьям, что ее книги покорят страну. И ее мечта стала явью.

Сегодня Татьяна Полякова входит в десятку самых популярных авторов детективов в России. Общий тираж ее книг в жанре иронического детектива перевалил за 50 миллионов экземпляров. По романам писательницы, которая не дружит с техникой и все придуманные истории записывает ручкой в тетради в клеточку, снимают фильмы и сериалы.

Татьяна Викторовна, расскажите, пожалуйста, о самом счастливом дне в вашей жизни?


Татьяна

У меня два счастливых дня - рождение сына Родиона и появление на свет внука Семена. Семену сейчас 9 месяцев. Сын с семьей живет в Питере, и мы при любом удобном случае стараемся съездить туда, чтобы понянчиться с внуком… Говорят, на бабушку похож, то есть – на меня. Я не возражаю.


Раньше Россия гордилась Достоевским, Чеховым, Толстым. Сейчас у нас в писателях Полякова, Донцова и еще несколько сотен дам, пишущих всякий бред на уровне школьного сочинения. То, что это читают, объясняется просто - деградация нации.


Sergey

У широких масс Достоевский и Толстой были не слишком популярны и тридцать лет назад. А во времена Пушкина с удовольствием читали Фаддея Булгарина. Всегда существовала высокая и – скажем так – развлекательную литература. Так что говорить на эту тему можно очень много… Опять-таки, важно не только, что читать, но и – как читать. Кто-то ищет в книге какую-то морализаторскую функцию. Другие требуют образования, помощи в познании мира. А есть читатель, который рад получить интересную историю, которая его занимает. И он сделает какие-то выводы, что-то вынесет для себя. Иной ведь, прочитав классику, тоже мало что почерпнет. Смотря как читать.


Не кажется ли вам, что когда пишешь потоком большой объем за короткое время, то и качество страдает, и творчество превращается в ремесло?


Swan

Творчество превращается в ремесло, когда ты относишься к нему, как к ремеслу. Поймите, здесь нет какого-то четкого стандарта – как работать, как быстро писать повести и романы. У каждого автора – свой подход. Лично я, когда начинают работать, пишу очень быстро и много. Вдохновение приходит на стадии придумывания. А потом я вижу всех своих героев. Знаю, что они будут делать, как будет развиваться сюжет. И все это нужно очень быстро записать. Не думаю, что качество при этом падает. Трудно сказать. Для меня главный маркер – испытываю я удовольствие, или не испытываю. Если нет, пора завязывать…


Телевизор разлагает нас, вымывает мозги тупыми шоу. Да и нет там ничего интересного. Что думаете по этому поводу? Какие передачи смотрите?


Владимир

Я постоянно смотрю две программы – «Квартирный вопрос» и «Дачный ответ». Потому что у меня постоянно идут какие-то ремонты: в квартире, на даче, у друзей… Мне интересно смотреть, как преобразуется ограниченное пространство. С удовольствием смотрю, например, «Закрытый показ» и «Культурную революцию». Какие-то образовательные передачи и старые фильмы по каналу «Культура»… Знаете, что человек ищет, то он и получает… И если вы ходить видеть тупые шоу, вы их получите.


Что для вас является секретом успеха?


eLLena

Все делать с удовольствием! Внутренний кураж дает некий толчок. И во власти творческой энергетики ты уже не можешь остановиться.


Сколько часов в день работаете? Сколько дней в неделю? Откуда берете сюжеты - сами выдумываете, или жизнь подсказывает?

Когда я начинаю писать, работаю много. Просыпаюсь я поздно, часов в двенадцать – и до часу-двух, а иногда до четырех ночи – работаю. С небольшими передышками, конечно. Если чувствую, что нужно отдохнуть – даю себе день-два перерыва. Под конец, когда дело близится к финалу, работаю по 6-8 часов. В итоге повесть я пишу меньше чем за месяц. Потом начинаются правки. Переделываю – и еще как. Давно поняла: в восьмой раз править что-то уже нельзя. Уже едет крыша – и в результате возвращаешься к первому варианту.


Что касается сюжетов. Только придумываю! Очень не люблю реальные криминальные истории, случаи из хроники. Потому что это и есть реальные убийства, настоящая кровь, человеческие страдания. От всего этого лучше держаться подальше.

С кем из профессиональных писателей-писательниц вы дружите??? Возможна ли вообще теплая дружба в такой сфере...


Никитушка

Конечно, возможна! Мы давно дружим с Галиной Куликовой. У меня прекрасные отношения с Литвиновыми, с Татьяной Устиновой, с Дарьей Донцовой, Кстати, как она утверждает, мы с ней почти родственники: крестные матери двух родных братьев. Я понимаю этот вопрос. Наверное, вы имеете в виду зависть к чужому успеху. Для меня это чувство совершенно несвойственно. Поймите, писатели – ужасные эгоисты на самом деле, и их мало что постороннее интересует. Мне даже в голову не придет пристально вглядываться в чужие успехи, считать чужие тиражи. Со стороны коллег я тоже ничего такого не ощущаю. Зависть – это удел людей не слишком состоявшихся. Хочу сказать, что это порочный путь. Потому что всегда будет кто-то лучше, интереснее, моложе, в конце концов.

Как вы пишете ваши книги? Предпочитаете это делать дома, в дороге или как например Джоан Роулинг в кафе? Когда чаще всего приходит вдохновение - днем или ночью?


Smilyan

Можно и в кафе, главное, чтобы никто не отвлекал. Пусть шумят, но ко мне не пристают. Не люблю, когда меня выдергивают и мира, в который ты погружен. Поэтому все-таки предпочитаю комфорт. Например, любимую дачу. Откуда, собственно, с вами сейчас и общаюсь.


О вдохновении. Работаешь, работаешь – и вдруг, наконец, появляется что-то, что ты так искал, и не мог найти. Не могу сказать, когда приходит этот момент: днем или ночью. Надо будет обратить внимание.

У вас творческие кризисы случаются?


Дарья

Конечно. Обязательно. Все плохо, но ты заставляешь себя работать. Нужно работать, работать и работать. Потому что единственный способ научиться писать – много писать. Если вы в сложный момент не заставите себя, не переборете - зайдете в тупик. Но со временем понимаешь, что все преодолимо.


Вы верите в любовь с первого взгляда? Расскажите, пожалуйста, как вы познакомились с супругом, и как он вдохновляет вас на творчество?


Кузькина мать

Верю во все, о чем мне говорят. Ну если человек признается, что влюбился с первого взгляда – зачем врать. Хотя, конечно, посоветую взглянуть на возлюбленного и во второй раз, и в третий тоже, прежде чем завяжется что-то серьезное.


С мужем я познакомилась в гостях. Приехала к подруге, там его и повстречала. На самом деле, я ему очень благодарна. С таким погруженным в свою работу человеком очень непросто… Муж как-то приспособился. В том, что я делаю, большая его заслуга. Будь рядом со мной другой человек – и я, скорее всего, бы не смогла писать по три книги в год.


Татьяна Викторовна, позвольте сразу два вопроса. Сколько времени вы в среднем тратите на ту или иную книгу? Кого из современных авторов детективов (кроме классики) вы посоветуете мне почитать? Спасибо!


Крот

На работу над книгой обычно уходит три-четыре месяца. Что касается чтения. Я вообще человек много читающий, что уже создает определенную проблему. Беру по 7-8 книг в месяц – и всегда рада какой-то наводке. Попробуйте почитать книги ирландца Джона Коннолли. Или романы о Лукасе Девенпорте – автор Джон Стендфорд. Да много сильных авторов… Например, мне очень нравится творчество Лоуренса Норфолка… «Носорог для папы Римского».


Почему в наших магазинах книги стоят по 200-250 рублей, тогда как автор, как писал в своем жж Лукьяненко, получает с каждого экземпляра около 30-40 рублей???


Наталья

Лукьяненко совершенно прав. Но важно понимать: проход рукописи от автора до читателя – это тернистый путь, на котором многие пытаются заработать. Берем издательство: это и зарплаты художников, редакторов, наборщиков, корректоров. И, собственно, изготовление книги. Потом магазины: здесь и транспортные расходы, и реклама, и аренда, и зарплаты продавцов… Да, во Владимире книжка может стоить дороже, чем в Москве у метро. Да, я бы очень хотела, чтобы книги стоили дешевле. Но знаю эту кухню и понимаю, какова реальность. На цены влияет и пиратство. Чем больше люди будут скачивать бесплатно книги в интернете, чем больше будут воровать, тем выше будут цены. Но это никому не нужно, никто не борется с пиратством по-настоящему.

Говорят, на наших писателей - типа Устинова, Полякова и некоторые фантасты - работают литературные негры. Правда?


Владимир

Абсолютная неправда. Мой труд очень легко проверить. Я до сих пор первоначально пишу гелевой ручкой в обычных тетрадках. Все рукописи сохранены: не потому, что я постоянно показываю их журналистам, а… как бы это сказать, из-за некой ностальгии. У меня лежат по три-пять вариантов рукописей книги. Все очень легко проверить… И потом, разве писатель откажется от огромного удовольствия создавать миры и погружаться в них. Это же большущая человеческая мечта, реализованная в индивидуальном случае.


Какой гонорар получает писатель-детективщик за свои книги? А начинающий автор?


Владимир

Как сейчас помню – за первые две повести я получила 500 долларов. Это было 17 лет назад. Но была так счастлива в таком восторге, увидев свою книгу, что мало думала о деньгах. Сейчас, конечно, цифры другие. Но вообще-то никому не советую зарабатывать литературой. Это очень тяжело. Огромная погруженность, когда ты просто выпадаешь из жизни. Ты бываешь там, в вымышленном мире больше, чем здесь. Ты как пожарник на круглосуточном дежурстве. Если такой труд не приносит удовольствия, он хуже каторги. Лучше мешки грузить, мне кажется…


Караван-Рос

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе