Куда уходят дети?

Помните журналы нашего детства?
«Весёлые картинки», «Мурзилка», потом «Пионер» и «Костёр», «Студенческий меридиан» и «Ровесник»… А ещё — «Юный натуралист», «Юный техник»… Сколько же их всего было?
Фото: автора


А сколько сейчас? Кто-то скажет «теперь вся информация в интернете». Но ведь журналы — это не информация. Журналы — это общение и возможность деятельности, наполняющей жизнь ребёнка смыслом. Что это за деятельность?

Не учёба — учёба для детей обязательна, нудна и мучительна. Не спорт, не музыкалка, не английский и что-то ещё, чем мы напичкиваем детей «для будущей жизни». Дети хотят жить сейчас. Дети хотят играть.

Игра отличается от «серьёзной деятельности» обычно тем, что, когда ребёнок играет, у него всё получается. Нет страха неудачи, скованности… В общем, чтобы дело хорошо получалось, оно должно быть необязательным.

Лучше всего дети учатся тогда, когда процесс обучения для них «не актуализирован», то есть они не замечают того, что их учат.


Фото: автора


И вот мы придумали детский литературный журнал. (Хорошо бы также — математический, географический, исторический и так далее, но мы литераторы и придумали литературный.)

Литература — это занятие, доступное каждому. Не нужны «особые способности», чтобы жить, радоваться миру вокруг себя, чтобы быть любимым. Литература — не наука, которую надо «грызть». Это в школе её такой делают. А наши дети играют вместе с нами, выполняя интересные и неожиданные (подчас вовсе странные) задания, и сами извлекают из них житейские и нравственные уроки.

И, кстати, вот что оказалось.

Когда мы начинали делать, многие нам говорили: ничего не получится, дети же ничего не читают, а уж тем более не пишут; они испорчены рекламой, интернетом, телевидением, не таким обществом, не такой школой, не таким временем…

Неправда!


Фото: автора


Вы не представляете себе, сколько оказалось в нашей стране замечательных, добрых, светлых, удивительно умных, ослепительно талантливых детей!

Впору задуматься: если дети такие, то почему же время и общество — действительно… Куда всё девается?

Может, дело в том, что за всходами надо ухаживать? «Мир жесток, — думаем мы, — пусть привыкают», — и учим детей быть успешными и конкурентоспособными. А они хотят быть добрыми и доверчивыми, справедливыми и отзывчивыми.

Надо только дать им такую возможность.

Мы ведь все хотим немного изменить мир. Например, хотим, чтобы чиновники были честными (ну, хоть день в неделю!), а «элиты» — «национально ориентированными». Кто-то для этого ходит на митинги, кто-то подписывает петиции… А может, надо действовать по-другому? Помните «эффект бабочки»? Иногда крошечного усилия в настоящем хватает, чтобы будущее изменилось.

Может быть, и мы окажемся для этого хоть чуть-чуть полезны. Полистайте журнал. Вдруг он вам нужен.

«В журнале очень много поучительных историй, которые учат человека хорошим поступкам, добрым делам. Спасибо!» Люда Понкратова, 13 лет.

И тебе, Люда. Мы на тебя рассчитываем.

Детский литературный журнал «Лучик».



ОБ АВТОРЕ

Лев Пирогов
Литературный критик, публицист. Закончил филологический факультет Ставропольского государственного педагогического университета. Работал литературным обозревателем «Литературной газеты» и литературного приложения к «Независимой газете» «НГ-Exlibris». Автор книги «Хочу быть бедным» (2011).
Автор
Лев Пирогов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе