Мир полдня

Рабинович Вадим. Полдень Средневековья Профессиональная деятельность московского культуролога, поэта и философа с подобающей кабалистическим штудиям фамилией Рабинович лежала на стыке химии (он был кандидатом химических наук) и философии (докторская была посвящена «донаучным формам знания»). Речь — об алхимии, рассматриваемой автором как культурологический феномен, как ключ к пониманию средневекового мировоззрения.
Эта книга — едва ли не последняя, вышедшая при жизни выдающегося ученого-гуманитария, скончавшегося в сентябре 2013 года. Она посвящена трем ученым мужам так называемого Высокого Средневековья, XII–XIV веков. Причем названия частей в духе старинных книг говорят сами за себя: «История бедствий магистра Петра Абеляра, который учил не чтить, а читать священные книги»; «Видение о чудодее Роджере Бэконе, правоверном еретике, который наживал опыт, а проживал судьбу»; «Мастера Данте заповедь, в которой слово делается, а дело сказывается».

РЕКЛАМА
Уже по этим названиям видно: «как» здесь не менее важно, чем «что», и это неудивительно. Недаром же мы до сих пор называем алхимией нечто такое, что нельзя выразить аналитически. В данном случае — то, как догматическая схоластика исподволь прорастала эмпирической диалектикой Нового времени — в знаменитой книге противопоставлений «Sic et Non» Абеляра, учении об «опытной науке» Бэкона, символике цветовых переходов Данте. При этом автор, витиевато рассуждая о школярах и великой Школе, предельно далек от школярского противопоставления «мрачного Средневековья» «светлому Возрождению». Средневековая картина мира так же заслуживает уважения, как и парадигма Нового времени, возникшая при жизни последнего из героев книги, в XIV веке, и сохраняющаяся до сих пор. Или закончившаяся вместе с ХХ веком?


Рабинович Вадим. Полдень Средневековья. — М.: Эксмо, 2013. — 400 с. Тираж 2000 экз.

«Эксперт» №14 (893) 31 марта 2014
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе