Не хороните его за плинтусом

Выходит в свет новая книга Павла Санаева «Хроники Раздолбая»

Первая санаевская повесть «Похороните меня за плинтусом» состоялась как стопроцентный бестселлер. А между тем по издательским меркам это была вещь почти неформатная, даром что биографическая. 

Она совершенно не походила на мемуары сына известных родителей (все-таки автор — внук Всеволода Санаева, сын Елены Санаевой и пасынок Ролана Быкова), хотя это автоматически давало бы ей дополнительный балл в глазах любого издателя.

Сюжет «Плинтуса» притягивал нарастающим психологическим напряжением. Санаевым была показана советская интеллигентская семья, бабушка — домашний тиран, безумная атмосфера удушающей любви. Когда у бабушки отнимают внука, ее любимую жертву, — жизнь заканчивается… «Плинтус», конечно же, не был антисоветской агиткой, и хотя в процессе экранизации его пытались в таковую превратить, это не пошло фильму на пользу, о чем Санаев неоднократно говорил.

Найдутся желающие увидеть некую идейность и в «Хрониках Раздолбая» (тираж 40—50 тысяч экземпляров). Исторический фон к этому вроде бы располагает: сфумато брежневского застоя, гонки генсеков на лафетах, отсоединение балтийских республик, трехактный политический балет ГКЧП. Кстати, непоследовательность и пугливая театральность в действиях гэкачепистов показана очень точно: Санаев внимателен к деталям. И все же общественно-политическая подложка — это не более чем фон. Но Санаев говорит все-таки о другом: о мучительном взрослении на фоне, да, слома эпох — когда внутренние терзания и внешний раздрай входят в неожиданный резонанс.

Успех наверняка не минует новую санаевскую повесть. Написана она не хуже первой, хотя и не отличается такими первоклассными трагикомическими диалогами. Зато, похоже, дает простой ответ на вопрос, за что читатели полюбили Санаева.

В нулевые, если верить критикам, у нас случился ренессанс детской литературы или уж, во всяком случае, детского книгоиздания. Зато еще в 90-е стремительно канула в Лету литература подростковая, некогда представленная Алексиным, Крапивиным и другими прекрасными авторами. И, похоже, канула она вместе с подростковостью как таковой. Постсоветская модель тинейджерства по сути отрицает подростковость. Дети, родившиеся в 90-е и нулевые, стремительно взрослеют уже в песочнице, но никогда не взрослеют до конца. Становление личности кажется теперь анахронизмом. А вот в книгах Санаева эти старорежимные проблемы представлены в полной мере. Приятно, что «Хроники Раздолбая» (в подзаголовке — «Похороните меня за плинтусом 2») будут иметь продолжение, клятвенно обещанное автором.

Евгений Белжеларский

«Итоги»

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе