О «Мысленном волке» и не только

Алексей Варламов встретился с читателями и рассказал об историческом пути России, любимых писателях и своей новой работе на посту ректора Литературного института.

Алексей Варламов

В рамках 16-ой международной ярмарки интеллектуальной литературы Non-fiction 29 ноября в Авторском зале прошла презентация романа Алексея Варламова «Мысленный волк», выпущенного «Редакцией Елены Шубиной». Встречу было решено обозначить как «Русская интеллигенция и Первая мировая Война».

На вечере присутствовали писатель Александр Кабаков, редактор книги Полина Потехина, бренд-менеджер редакции Юлия Глотова и руководитель проекта Елена Шубина. Презентация состояла из двух частей: в первой части вопросы задавала Ирина Барметова, ведущая мероприятия и главный редактор журнала «Октябрь», где состоялась первая публикация романа, а во второй писатель непосредственно беседовал с залом.

Стартовый вопрос от Ирины Барметовой прозвучал так: почему Варламов назвал свой роман «Мысленный волк»? Алексей Варламов, по его словам, писал книгу несколько лет, так как до этого долгий период своей жизни, в основном, занимался документальным жанром – биографиями из серии «Жизнь замечательных людей», но испытывал потребность вновь заняться художественной прозой. Название романа взято из православной молитвы Иоанна Златоуста перед Святым причастием и буквально звучит как «звероуловленный волк». По мысли писателя, именно в этом словосочетании и содержится основная метафора книги, рассказывающей об умонастроениях людей перед русской революцией. Человек, как считает Алексей Варламов, в ответе за свои слова, поступки, но не до конца ответственен в мыслях, и часто в нашей истории мы оказываемся будто «ужалены» «мысленным волком».

Характеры людей Серебряного века давно интересовали писателя, он долгие годы кропотливо изучал мемуары, дневники, научную литературу об этом периоде жизни России. Отдельные реальные личности (Василий Розанов, Михаил Пришвин, Григорий Распутин) ювелирно «вписаны» в «Мысленного волка» Варламова, причем автор намеренно придерживался нейтральной позиции по отношению к героям, избегая превозношения или ругани. Писатель старался осмыслить тот или иной исторический факт и только после серьезного и вдумчивого анализа сказать об этом художественным языком.

Варламова всегда интересовала неоднозначная и во многом загадочная личность Михаила Пришвина. Известный писатель рассказал любопытный факт из биографии Пришвина: в начале 80-х годов XIX века философ Василий Розанов работал учителем в гимназии города Елец, а Пришвин на тот момент был его учеником. Розанов выгнал Михаила за хулиганство из своего учебного заведения, русский писатель, знаменитый впоследствии, находился в чрезвычайно подавленном состоянии, на грани самоубийства, а после вновь пытался завязать общение с Василием Розановым, но тот каждый раз отталкивал своего бывшего ученика. Философ-парадоксалист Розанов, уважавший церковь, но не слишком любивший Христа, и писатель Пришвин освещали схожие темы: о поле, еврейском и русском вопросе, аграрных проблемах, при этом оба литературных деятеля навсегда остались загадками для окружающих и наших современников.

Алексей Варламов, как и большинство писателей, считает всех своих героев одинаково ценными, значимыми для повествования. Один из персонажей повествования – расстрига Исидор, сочетающий в своей личности религиозное рвение и откровенное черносотенство. По мысли Варламова, царскую Россию точили не только слева, но и справа – и большевики, и националисты, а пафос усиленного богоискательства в то время демонстрировал отсутствие четкости и равновесия в сознании людей. Главная героиня романа «Мысленный волк», Уля, с ее хождениями по ночам является необычной метафорой творчества, частично – и этого сложнейшего периода отечественной истории, но коренные изменения государственного строя, когда герои оказываются буквально «опрокинуты» в советскую эпоху, происходят лишь в конце романа, таким образом, завершая «Мысленный волк» - книгу о событиях, произошедших сразу перед революцией, а не после нее.

Во время презентации писатель привел любопытные сведения, касающиеся Первой мировой войны – события, занимающего важное место на страницах «Мысленного волка». Летом 1914 года Россия ликовала в предвкушении скорой победы и надеялась на то, что эта война станет последней в истории страны. Даже столь известные духовные лица, как митрополит Антоний Храповицкий, думали, что территория России в результате победного конца войны прирастет землями до современных Палестины и Израиля!

Алексей Варламов – автор не только художественной прозы, но и знаменитых книг из серии «Жизнь замечательных людей»: «Михаил Булгаков», «Александр Грин», «Алексей Толстой», «Андрей Платонов», «Михаил Пришвин», «Григорий Распутин». В своем выступлении писатель по просьбе Ирины Барметовой вновь повторил свой тезис о двух типах творческих личностей, двух строениях души людей искусства - художнике, который управляет талантом, и таланте, который управляет художником. Алексей Толстой и Михаил Булгаков в этом смысле – типичные антиподы, причем их отличие проявилось не сразу. Толстой успел прогреметь двумя частями «Хождения по мукам», Булгаков поставил театральные пьесы «Зойкина квартира», «Дни Турбиных», «Кабала святош». Алексей Толстой на время отходит от социальной тематики и создает ряд исторических романов, а Булгаков пишет свой «Бег». Одного писателя ждала слава, другого – неодобрение Сталина, запрет постановок, «улица, гибель, нищета». Михаила Булгакова, по классификации Алексея Варламова, вел талант, а Алексей

Толстой жестче подходил ко многим литературным вопросам, и поэтому сам управлял талантом.

Писатель поделился с читателями долгой историей создания романа «Мысленный волк»: художественную прозу Варламов активно писал в 90-е годы, потом долго не был связан с большой формой, за исключением теперь уже знаменитых биографий, и постепенно, медленно, шаг за шагом создавал «Мысленного волка». Одним из первых читателей романа стал друг Алексея Варламова, филолог и писатель Евгений Водолазкин, автор нашумевшего «Лавра» (по мнению Варламова, великого произведения) и ряда других произведений. Знакомство двух писателей состоялось в результате совместного обсуждения первого романа Водолазкина «Соловьев и Ларионов». Теперь Алексей Варламов показал рукопись нового романа и получил личное одобрение друга.

После дискуссии о новой книге у присутствующих в зале возникли вопросы. На первый из них – «Почему именно вам дали написать для «ЖЗЛ» биографию Михаила Булгакова, ведь существовала авторитетная биография Мариэтты Чудаковой?» автор ответил кратко: он согласен не со всеми доводами Чудаковой, безусловно, принимая во внимание всю значимость ее исследований. Варламов выделил еще одного персонажа книги – механика Комиссарова, простодушного и наивного человека, по-своему близкого Алексею Варламову, хотя и доказывающего тезис о том, что прекрасный настрой духа – не панацея от болезненной смены эпох.

В конце вечера писатель рассказал о своей деятельности на посту ректора Литературного института им. Горького, где до этого в течение восьми лет он вел творческий семинар. К несомненным плюсам новой должности Алексей Варламов относит постоянную коммуникацию с преподавательским составом, администрацией, студентами – всеми, кто обитает в этих стенах, и возможность изменить проблемные частности обучения, не затрагивая положительного «ядра».

Артем Пудов

CHASKOR.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе