О ярославской поэтической антологии

К 1000-летию Ярославля член Союза российских писателей поэт Василий Пономаренко подготовил к изданию «Ярославскую поэтическую антологию».

Составлению этого стихотворного цветника он отдал почти 10 лет жизни. В 2002 году администрация Ярославской области присудила ему грант губернатора области в сфере культуры и искусства на реализацию проекта «Ярославская поэтическая антология» (системное обобщение творческо-культурной деятельности видных поэтов Ярославской земли на протяжении XIX-XX веков). Многие авторы и даже научные кафедры жаждали выступить в роли составителей, но В. Пономаренко, печатая фрагменты задуманного труда в газете «Северный край», был уже в начале своего трудового подвига.

Ничто тогда не предвещало огульной травли (за некоторым исключением) кропотливого емкого издания. Директор библиотеки им. М. Ю. Лермонтова даже предостерегла: «Осторожно! Опасно для юных умов!». Некоторые рецензенты отметили у составителя субъективизм, наличие сомнительных фактов, оскорбительных и грязных ремарок о жизни поэтов. Кое-кто уличил в антисемитизме, даже в переделке стихотворных строк. В. Пономаренко взялся за тяжелый груз. Это под силу только коллективу. Он взвалил на свои немолодые плечи (в 75 лет!) функции составителя, редактора, автора библиографических справок, вступительных статей. Старался оценить всех по «гамбургскому счету», используя системный анализ. Кругозор В. Пономаренко явно широк. Он привлек не только литературоведческие знания. И история, и социология, и политология, и эстетика, и этика были взяты в поле зрения его междисциплинарного подхода. Особенно – этика. Василий Дмитриевич проделал задуманное с армейским размахом. И это ему не смогли простить собратья по перу. Нежные сердца друзей поэтов, да и самих стихотворцев не выдержали. Некоторых он уличил не только в обскурантизме, псевдонаучном невежестве, примитивном виршеплетстве, но и в безнравственном поведении: лживости, пьянстве. Но на этот аспект внелитературной деятельности существует негласное табу: «Не принято так! Нельзя!». Сия инновация отозвалась бумерангом. Самого литературоведа-пуританина не пощадили в поэтических дебатах и в газетных рецензиях. Поэт Е. Гусев в рецензии «Письмо с того света», написанной в стихотворной форме, даже признался: «Да, мы жили квася. А что, Есенин без греха! Или Рубцов!» Более всех неистовствовала его бывшая ученица, а теперь и поэтесса, и журналистка-газетчица Л. Новикова Она попыталась на страницах 193-го выпуска «Уединенного пошехонца» (литературного приложения к газете «Золотое кольцо») разобрать по «косточкам» не только антологию, составленную учителем, его вступительные статьи к каждому автору, но и жизненный путь В. Пономаренко. Новиковское исследование подтолкнуло людей взять в руки антологию, изучать биографии ярославских поэтов. Хотя и был уязвлен Василий Дмитриевич таким критицизмом, но скандальный анонс сделал важное дело. В непоэтическое двадцатилетие постперестройки публика ринулась читать поэтов Ярославии и связанных с нашим краем авторов, занялась анализом текстов. Оказалось, что составитель резко отредактировал работы В. Байтулина, В. Топоркова, В. Поварова, С. Лукина. Уверовав в непогрешимость профессорских постулатов, услышанных и усвоенных им на студенческих лекциях в Литературном институте, подправил строки даже Н. Некрасова, Ф. Тютчева, Л. Трефолева и именитого ныне Ю. Кублановского, не взирая на его популярность и дружбу с А. Солженицыным – кумиром самого Василия Дмитриевича. Сие шлифование сопредседатель Союза российских писателей Юрий Михайлович квалифицировал  понятием эстетики: «БЕ-ЗО-БРА-ЗИ-Е!» Хотел потребовать у него извинений и даже пригрозил в противном случае поставить вопрос о пребывании В. Пономаренко в соруководимом им писательском союзе. Но потом сам успокоился и урезонил других, что этого не стоит делать, вспомнив, видимо, былые заслуги В. Пономаренко перестроечного времени и его почин в расколе ярославских писателей и создании регионального отделения альтернативного собратства, центр которого находится в Москве и соуправляет им Ю. Кублановский. Исключение вызвало бы ненужный шум. Вполне достаточной сочли суровую критику, проделанную Л. Новиковой, напоминающей анатомирование. Свой «хирургический скальпель» она вонзила довольно болезненно, напомнив учителю, что он страстно занимался не только демократическими борениями за свободу, но до этого так же темпераментно вбивал в головы курсантов азы теперь ему так ненавистного марксизма-ленинизма.

Литературный работник, подвергнув «обстрелу» поэтов, сам оказался болезненно атакованным. Бесспорно, В. Пономаренко проделал огромный труд. 112 авторов объединил одной обложкой, попытался проанализировать их творчество, используя междисциплинарный подход. Мораль и гражданская позиция – категорический императив были положены им также в основу изучения личности поэтов. Однако его подвело отсутствие в должной мере эстетического вкуса. Порой в работе наличествует явное расхождение между должной академической объективностью и бульварной фривольностью. Будущие составители последующих антологий станут волей-неволей изучать примененный подход и найдут имеющиеся недочеты как в антологии, так и слабости в биографии В. Д. Пономаренко. Быт писателей тоже не будет обойден их вниманием. Этот аспект приструнит сочинителей, и они задумаются над тем, что в России поэт больше, чем поэт. И им надобно жить долго, не гибнуть от дурных привычек, дабы обустроить страну, нуждающуюся в спасительных нововведениях. Но один наблюдатель видит в луже грязь, а другой – отражающиеся в ней звезды. Все зависит от ракурса – угла зрения. С большим успехом можно использовать антологию ярославских поэтов, сотворенную В. Пономаренко, в студийной работе, как в средней, так и в высшей школе, что делают уже многие, в том числе преподаватели сценической речи в ЯГТИ. Профессор Т. В. Дадианова ранее других активно работает по ней со студентами на практикумах по ораторскому искусству и истории искусства в МФЮА, МПСИ, МИУ и других вузах. Обучаемые вникают больше в поэзию, а не в «подводки» – биографии поэтов. Конечно же, их работу затрудняет и дезориентирует рубрикация в книге, предложенная данным составителем, а значит и классифицирование поэтов на творческие персоналии и отдельных авторов. Кое-кого он вообще проигнорировал, не упомянул в антологии, как будто не существовало. Философский принцип Гегеля о необходимости и достаточности не был им соблюден в должной мере в обзоре. А по сему с точки зрения эстетики как философии искусства в работе Пономаренко имеется большой изъян. Но на уровне обыденного сознания небесспорные комментарии только раззадоривают читательский интерес обывателя. В наше прагматическое время, характеризующееся «эмоциональной тупостью» - безразличием, провокативное литературоведение поэтического цветника все-таки привлекло активное внимание читателей. А значит, хоть таким путем, но была достигнута поставленная цель. Заодно так своеобразно отметил 75-летний юбилей член Союза российских писателей, смелый литературный работник В. Д. Пономаренко. Сия миссия отняла у него много сил и здоровья, но не убавила оптимизма и работоспособности. Он трудится над 5 томом своих трудов, и мы надеемся, учтет замечания, отмеченные как критиками, так и собратьями по перу.

© Т. В. Дадианова 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе