Ольга Вишневская: "Популяризация поэзии дело благородное".

Специально для "Ревизора.ru".
Ольга Вишневская. 
Все фото - из личного архива поэта.


Ольга Вишневская – яркий представитель современной молодой поэзии: лауреат фестиваля "Петербургский ангел", финалист "Филатов Феста" и проекта "Поэзия в лицах", обладатель специального приза конкурса "Молодые голоса". Ольга Вишневская родилась в 1988 году в Ленинграде, живёт в Санкт-Петербурге, выпускница Санкт-Петербургского государственного университета, по образованию – молекулярный биолог. Делит свою жизнь между фундаментальной наукой и вольным творчеством, является кандидатом биологических наук. "Ревизор.ru" обсудил с поэтессой сложности и плюсы сочетания исследовательской и литературной работы и современные поэтические течения, включая выход поэтов на сцену.


Ольга, с чего начиналось ваше творчество?

Со школьных времён, со старших классов. Первые симпатии, первые стихи... В школе мне привила любовь к литературе учительница Екатерина Владимировна Беликова. Именно она отправила мои первые стихи на районный поэтический конкурс, о чем я не знала. Так я получила свой первый диплом в номинации "Молодые голоса". Это было, когда я училась в 11-м классе. Впоследствии вышел сборник со стихами лауреатов конкурса. У меня на руках этой книги нет, потому что её забрали в школьную библиотеку. Вот так всё начиналось.

Этот конкурс был чисто печатным, или вам пришлось выходить на публику?

Нет, он был чисто печатным, и потом, я, как уже было сказано, не знала, что мои стихи отправлены на конкурс, что их оценивает жюри… Для меня все выяснилось, только когда пришёл ответ. На публику, да, выходила на церемонии награждения, там я читала свое стихотворение.

Да еще и первая же книга с вашими стихами попала в библиотеку – народ должен знать своих героев!..

Наверное. За три месяца до того произошло трагическое событие – умер мой папа. Он был главным поклонником моего творчества и считал, что у моих стихов есть будущее. Так что он, наверное, сейчас был бы рад тому, что теперь происходит в моей жизни.

Очень хочется верить, что жизнь там продолжается, и близкие нам люди могут следить за нашими успехами. Ольга, а вы помните своё самое первое стихотворение? Не то или те, которые вошли в сборник, а дебют в области рифмования?..

Первое появилось где-то в 2-2,5 года. Не стихотворение, это громко сказано, рифмованный текст в духе "зайка, зайка, серый глаз, пошёл в школу в первый класс".


У "Ревизора.ru" такая традиция: когда мы беседуем с поэтами, просим подарить стихи нашим читателям. Лучше, конечно, недавно написанные. Но это будет в конце разговора, а пока – что было дальше, после вашего первого поэтического успеха?..

После школы был долгий период, когда я не занималась творчеством. Я поступила учиться на биофак Санкт-Петербургского государственного университета. Писала разве что для друзей, несколько раз ходила на существующие в нашем городе площадки, где встречались люди, интересующиеся литературой, и читали свои стихи. Но слишком активно и серьёзно этим не занималась. Вернулась к литературному творчеству уже в аспирантуре. Узнала про литературную студию, которой интересовались ребята, студенты университета, занимающиеся творчеством, в частности, литературным. Называлась эта студия Школа поэтического мастерства "Линии времени" на Васильевском острове. Руководителем этой студии был петербуржский поэт Михаил Вэй. Он большой энтузиаст, учит ребят, серьёзно к этому относится. Очень много известных в Петербурге и не только в Петербурге поэтов вышли из его школы. Так получилось, что я в эту школу недолго ходила, буквально несколько раз. У меня должна была состояться длительная научная командировка в Берлин. И я уехала в Германию. Какое-то время я бывала в Питере, потом снова уезжала в Берлин, и постоянно ходить в школу у меня не было возможности. Но мне повезло с наставником: Михаил Иванович очень хороший человек, и встреча с ним – большой плюс, хоть я с ним и не занималась постоянно.

Ольга, но почему вы выбрали биологию, а не литературу, коль скоро у вас состоялся удачный дебют в творчестве?

Я в школе училась ровно по всем предметам, была отличницей и окончила школу с медалью. Выбирала из двух направлений: биология и германистика. И сделала выбор в сторону биологии, потому что в качестве профессии хотела заниматься фундаментальной наукой. Мне всегда были интересны патологические процессы: казалось важным выяснить механизмы возникновения заболеваний, чтобы найти фармакологические агенты, которые помогают вылечить конкретные заболевания. Интересно, что происходит на уровне клетки и на уровне организма.


Прямо скажем, то, о чём вы сейчас говорите, могут понять только специалисты, ваши коллеги. Зато стало ясно, чем вас привлекла биология как наука. Но давайте вернёмся к творчеству и поговорим о том, как вам сейчас удаётся сочетать фундаментальную науку и литературу?

Сейчас есть множество возможностей проявить себя в творчестве, например, всякие фестивали. Не могу сказать, что я активный участник фестивалей. Обычно я выступаю там, куда меня приглашают, или куда товарищи настойчиво советуют подать заявку со своими стихами. В частности, на "Филатов-фест" я подала заявку, узнав о нём от своего друга петербуржского поэта Жени Дьяконова. Женя тоже вышел из школы поэтического мастерства "Линия времени" и становился победителем "Филатов-феста" в 2018 году. По совету Жени я отправила свою подборку в 2017 году. Это был первый конкурс, куда я вообще послала свои стихи. И сразу вошла в длинный список "Филатов-феста". Это был мой первый заход на данный фестиваль, первое участие. Там я дошла до четвертьфинала. Второй раз я оказалась в полуфинале. А в третий раз в прошлом году я стала финалисткой фестиваля. Очень хочется верить, что это связано с моим поэтапно происходящим ростом в творчестве.

У "Филатов-феста" хорошая репутация: это не "междусобойчик", а мероприятие, ориентированное на талантливых и одарённых поэтов со своим голосом.

Да, конечно. Безусловно, мне было очень лестно оказаться в числе финалистов, потому что у большинства участников за плечами Литинститут или журналистская работа со словом. А я молекулярный биолог, это совсем не творческая сфера. Поэтому я даже иногда завидую ребятам, у кого больше времени для занятий литературой и кто объективно имеет о ней больше знаний. Помимо того, что у меня довольно напряжённая работа, я ещё недавно стала мамой, а в сутках всего лишь 24 часа.

Бесконечна дискуссия, что важнее в творчестве, профильное образование или талант? По-моему, большинство эмпирически склоняется к тому, что всё-таки важнее талант, а не специальная подготовка. Я прочитала вашу подборку в "Литературной газете", и по ней никак не заметно, что у вас нет литературного образования или базы.

Спасибо большое, мне очень приятно.

Именно сейчас тоже идёт очередной "Филатов-фест". Вы в нём участвуете?

Нет, я в этом году не стала участвовать, хотя это "затягивающий" фестиваль: он так нравится творческим ребятам, что многие участвуют в нем не по одному году. Как выражаются сами организаторы фестиваля: что поделать, если наши участники, поэты, так хорошо пишут, что мы не можем не пригласить их снова на фестиваль?.. Сейчас организатором фестиваля является Влад Маленко, тоже удивительно талантливый человек, генератор идей, сплачивающий большое количество людей. Таких людей в мире единицы! В этом году приз для победителя впервые за всё время существования фестиваля составляет миллион рублей. Я думаю, что в этом году будет ожесточённая борьба. Сейчас уже идут отборочные туры, в них участвуют некоторые ребята, кого я знаю и за кого болею. Туры выкладываются в интернете, их можно посмотреть в записи. И я, когда нахожу время посмотреть, иногда открываю для себя прекрасных новых авторов.


Я как раз хотела спросить, в чем вы видите отличие "Филатов-феста" от прочих литературных форумов и конкурсов…

Это очень интересное мероприятие. Для меня, как для человека, который не завсегдатай литературных тусовок, "Филатов-фест" – это площадка, где можно не только заявить о себе, но и узнать и познакомиться с другими авторами. Я в ходе участия для себя открыла несколько очень талантливых ребят, подружились с некоторыми из них, а творческое общение для меня очень актуально. Думаю, что не только для меня, но и для многих. Тем более важно, что фестиваль всероссийский. Не все талантливые люди живут в Петербурге или в Москве, где множество литературных клубов. Некоторые проживают в глубинке, и для них этот фестиваль, возможно, единственный источник знакомства с творчеством других авторов, шанс непосредственного живого общения с единомышленниками. Поэтому очень важное дело делают Влад Маленко и его команда.

Согласна, творческое общение для поэта неоценимо. Вам семейные обстоятельства помешали на сей раз участвовать в фестивале?

Я не в этом году родила ребёнка, ему уже 3 годика. Но в этом году я вышла на работу после декрета.

Расскажите о своем ребенке? Ему передались ваши гены? Он уже рифмует что-нибудь?

Мальчик, его зовут Алёша. Да, я замечаю такое. Алёша действует в духе того же незатейливого стихосложения, что у меня было в два годика. Не знаю, что из этого получится. Но Барто и Маршак моему сыну уже давно неинтересны, сейчас мы с ним Маяковского читаем – точнее, я читаю, а он с удовольствием слушает.

Значит, вы любите Маяковского?

Папа принёс Алёше очень интересную книгу – собрание стихов Маяковского для детей "Что такое хорошо и что такое плохо". Там и про зверей стихи, и про профессии. Сейчас нам это очень интересно и актуально, я вижу, насколько эти вопросы занимают ребёнка.


Кого вы считаете своими учителями в пространстве литературы?

У меня конкретной "путеводной звезды" нет. Мне нравятся разные авторы. Наверное, наибольшее влияние произвело на меня творчество Иосифа Бродского.

Для питерского человека это достаточно логично.

Пожалуй, даже неизбежно. И нельзя не упомянуть Александра Кушнера. И Бориса Пастернака.

А из современников кто вам нравится? Вы отметили, что со многими поэтами подружились на "Филатов-фесте" – кто они?

Из современников мне нравятся стихи Игоря Волгина. Он часто председательствует в жюри "Филатов-феста". С большим уважением я отношусь к студии "Луч" и к её выпускникам: Марии Ватутиной, Сергею Гандлевскому, можно долго перечислять… С "Филатов-феста" мне понравился Алексей Шмелёв, недавно участвовавший в отборочном туре. Мне понравились его стихи, показался интересным взгляд этого поэта на мир. Как оказалось, Алексей химик по образованию, но у него много в стихах о Боге. Мне кажется, у нас есть какое-то совпадение, перекличка интересов не только в плане стихов. Но я познакомилась с творчеством Шмелёва только на записях с фестиваля, мы лично с ним пока не знакомы.

Те авторы, которых вы называете, в принципе демонстрируют ваш вкус, ваш ориентир в поэзии, полагаю, и ваш вектор. Ольга, расскажите о своих публикациях и книгах.

Недавно мою подборку опубликовали в "Литературной газете". Была публикация в журнале "Невский альманах", и опять я не знала, что меня там напечатали, мне сказали об этом. Я из тех авторов, кого надо "подталкивать" к появлению в литературном процессе. Сама я не напористый человек и заявки, например, в толстые журналы не подаю. И ни на какие литературные форумы и классы не подавала заявки.  Возможно, в будущем мне стоит исправиться, я уже задумывалась над этим.

А кто вам помог с "Невским альманахом"?

Я думаю, что это Михаил Иванович Вэй отправил подборки студийцев в журнал. А публикация в "Литературной газете" – это как социальный лифт, последствия "Филатов-феста". Этот фестиваль уникальное явление еще и в том смысле, что ребят, которые ярко себя на нем проявили, берут в команду или предлагают какие-то проекты. Например, Женя Дьяконов ездил с Московским театром поэтов Влада Маленко на гастроли в Прагу. Мне лично Влад после моего попадания в полуфинал предложил обменяться контактами с Театром поэтов, но в моём случае это не очень актуально: ведь я живу в Петербурге, а театр находится в Москве, поэтому трудно найти постоянные возможности взаимодействия.


Значит, пока вам нечего рассказать про сотрудничество с Театром поэтов, но давайте надеяться, что на следующем интервью вы нас порадуете этим достижением.  

По поводу книги стихов: у меня есть одна книжка, её мне подарили друзья, и я тоже не знала, что она готовится к выходу. Некоторые мои родственники, имеющие доступ к моему компьютеру, взяли мои стихи, подруга-дизайнер сделала оформление. Близкие люди выпустили книжку небольшим тиражом и подарили мне её. Это сборник "До любви" 2015 года.

Приятно, когда в литературных кругах встречается не конкуренция, вошедшая в анекдоты, а искренняя помощь.

Этим жестом ребята подтолкнули меня к мысли о том, что стихи кому-то нужны, и мне стоит задуматься о том, чтобы выпустить собственный осознанный и продуманный сборник, построенный так, как я бы его видела.  

Безусловно. Никто лучше автора его стихи не соберёт. Единственное исключение продемонстрировал Иосиф Бродский. Вы наверняка знаете этот забавный случай? Шведский литературовед-русист и издатель Бенгт Янгфельдт, друг Бродского, хотел сделать ему сборник, пока Иосиф Александрович находился в Швеции. А тот каждый день находил причины отказаться от работы. В последний день пребывания поэта в Швеции они сели работать над стихами. Бродский капризничал и в конце концов отодвинул рукописи с нецензурным выражением. Янгфельдт сделал книгу в одиночку. Но это единичный случай, чаще всего авторы более ответственно относятся к популяризации себя. Ольга, а как вы смотрите на новые формы поэзии: на поэтический перформанс, на Театр поэтов, на другие форматы выхода поэзии к массовому зрителю?

Для меня это очень любопытное и уникальное явление, за которым интересно наблюдать, Часто поэзия нуждается в каком-то визуальном ряде. Сейчас зритель стал более искушённым. Те, кто пытается как-то "продвинуть в массы" и популяризировать поэзию, прибегают к нескольким источникам воздействия на психику человека: чтобы он и слышал, и "видел" текст. Исходя из этого, придумываются представления, порой совершенно невероятные. В любом случае, популяризация поэзии дело благородное, поэтому мне кажется, что всё это полезно.

Я тоже думаю, что жизнь не стоит на месте, и новые формы в искусстве всегда нужны. Но люди с классическими взглядами на поэзию считают порой, что стихи должны говорить сами за себя без каких-либо внешних эффектов. Но, думается, это уже вчерашний день…

Пожалуй.

Сакраментальный вопрос: ваши ближайшие и перспективные творческие планы?

Я планирую выпустить сборник с приличным тиражом и хорошо провести его презентацию.

У нового сборника пока нет названия, формата? Как вы его себе представляете?
 
Какие-то намётки есть, но пока рано об этом говорить. Не стану пока делиться. Лучше потом, когда уже будет всё сделано и готово, предъявить миру книгу.

Правильный подход! Есть ли что-то важное, о чём я не спросила, но вы бы хотели рассказать?

Я хотела бы осветить другие фестивали, в которых мне удалось поучаствовать. Фестиваль "Петербургский ангел" – основной фестиваль поэзии, который проходит в нашем городе на Неве, других столь масштабных фестивалей тут нет. Я была участницей этого фестиваля в 2017 году и стала лауреатом. Победила с подборкой любовной лирики. Фестиваль уникальный по формату: люди читают свои стихи под подобранные музыкальные композиции. Это тоже интересный опыт, творческое представление себя. Для меня это было непросто, потому что надо органично выдержать единый образ сочетания музыки со стихами. Зато это необычно и уже потому заслуживает внимания. Я бы посоветовала молодым авторам, кто задумывается над тем, чтобы побывать на фестивалях в других городах, съездить в северную столицу на "Петербуржский ангел". Уровень участников довольно высокий – практически тот же длинный список "Филатов-феста".

Упомянутый вами единый образ – это театрализация, вы, может быть, делали сценический костюм?..

Там возможна свобода выбора. Я костюм не делала, но очень многие подходят к выступлениям серьёзно, с костюмом и реквизитом. Получается действительно зрелищно и интересно. Особняком стоит военная номинация – стихи о войне. Там ребята иногда показывают истории и разыгрывают целые спектакли. Интересно, как современные молодые люди смотрят на данную проблематику.

И у вас на странице ВКонтакте указано, что вы пишете стихи и на немецком языке. Вы так хорошо знаете немецкий?

Да, я пишу стихи на немецком языке. Школа, в которой я училась, была с углублённым изучением немецкого языка. У меня он был профильным предметом. Именно поэтому я говорила, что задумывалась о германистике, но биология "перевесила". Хотя от стихов в итоге я так и не ушла. В Германии у меня коллаборация со Свободным университетом Берлина, крупнейшим в немецкой столице. Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня было два руководителя из Петербурга по биологии и медицине и наставник из Свободного университета Берлина. Когда я ездила туда работать со своими проектами по биологии, я в лаборатории познакомилась с женщиной из Чебоксар, которая, в свою очередь, познакомила меня с немецкими современными поэтами. Я несколько раз приходила на их площадки, выступала в формате поэтических вечеров в различных литературных кафе. Много подобных мероприятий проходит и в Москве, и в Петербурге. Это тоже интересный опыт.



Ваши ориентиры в немецкой поэзии?

Генрих Гейне. Мне близок его драматизм, прибегание к лирическому монологу, параллелизм явлений природы и чувств героя. Стоит отметить его "Книгу песен".

А переводить с немецкого или на немецкий стихи не пробовали?

По заданию в школе стихи Гёте переводила, но серьёзно переводами не занималась. И свои немецкие стихи на русский не переводила и с русского на немецкий – тоже. Я сразу писала или на немецком, или на русском.

Но стоит ли переводческая деятельность в ваших планах?

Я задумывалась над этим, но, к сожалению, опять повторю, в сутках всего лишь 24 часа. Вообще мне переводы интересны, я бы когда-нибудь ими занялась – но думаю, что в ближайшей перспективе не получится.

Ничего страшного, интерес к чему-либо – половина залога успеха, рано или поздно вы придете и к переводам. А теперь пора подарить читателям "Ревизора.ru" стихи.

***
Плывёт последний невский лёд,
гонимый Ладогой.
Весна идёт, идёт в народ.
Держаться надо бы.
 
Лучи спускаются с небес,
бегут по лестнице.
Весна заходит в тёмный лес
благой предвестницей,
 
летят в полотнах синевы
зарянки стаями,
на берегах родной Невы
снега растаяли.
 
Над морем журавли летят,
над каждой лужицей.
А где-то падает солдат.
И небо кружится…
 
(Апрель 2022)
 
***
 
Не придираешься к судьбе,
должно быть, счастлив.
Я вспоминаю о тебе,
хотя не часто,
 
воспоминания теперь
не ранят остро.
Лучами расчертил апрель
Крестовский остров,
 
у Чёрной речки круглый год
атласный траур,
а ты свернул за поворот
с какой-то фрау
 
и лёгкой поступью прошёл
вдоль русла Шпрее.
Узлом повязан тонкий шёлк
платка на шее.
 
Ходили так же мы с тобой:
фотобумага
хранит прогулки под луной
у бундестага.
 
(Ноябрь 2020)

  
Ольга, спасибо за интервью и за стихи!

Автор
Елена Сафронова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе