"Поэзия Заболоцкого — это поэзия литургическая"

Специально для "Ревизора.ru".
Николай Заболоцкий. 
Фото: kakoy-smysl.ru


7 мая 1903 года в Казани родился один из крупнейших русских поэтов ХХ столетия – Николай Алексеевич Заболоцкий (умер 14 октября 1958 года). В этом году 120-летие со дня рождения стихотворца широко отмечает литературная общественность различных российских городов. Так, 11 мая в Саратове в Государственном музее К.А. Федина выступила поэт Светлана Кекова с лекцией "Встанет утро победы торжественной на века", посвященной 120-летию со дня рождения Николая Заболоцкого. Автор "Ревизора.ru", писательница Екатерина Федорчук, записала фрагменты лекции Светланы Кековой для нашего издания.


11 мая в Государственном музее К.А. Федина состоялся глубокий разговор о поэзии Николая Заболоцкого. Поэт Светлана Кекова, которая много лет занимается исследованием творчества этого автора, поделилась с собравшимися размышлениями о тайне его лирики.


Фото со встречи – из сообщества "Музей К.А. Федина" ВКонтакте.

  
Встреча в музее была приурочена к юбилейной дате, но сам разговор вышел совсем не юбилейным. Светлана Васильевна, доктор филологических наук, автор ряда монографий и научных публикаций, посвященных творчеству великого поэта, призналась, что проблема изучения Заболоцкого никогда не лежала для нее только в области  научных штудий. Исследование его стихов — это не академическое упражнение, а серьезная жизненная задача, в основе которой лежит любовь. А любовь всегда порождает желание понять. И не просто понять рациональным образом, а проникнуть  в глубину творчества и личности поэта.

- Творчество Заболоцкого в его целостности принять не просто. Думаю, что у тех, кто любит и ценит его поэзию, есть даже раны на сердце от того, насколько разные стихи он писал в ранний и поздний период.  

Поклонники Заболоцкого часто не принимают его поэзию целиком. Как понять его метаморфозы? Как понять эволюцию его поэтического голоса? Как принять трагическое сочетания уродства и красоты, которыми наполнены его ранние стихи? Как воспринимать его "опрощение" в конце жизненного пути? Да и было ли оно?


Светлана Кекова полагает, что творчество Заболоцкого может открыться нам во всей полноте замысла только тогда, когда мы увидим единство его пути, потому что все свою жизнь он решал одну и ту же творческую задачу, думал одну и ту же поэтическую мысль о смерти, разлитой в природе и о бессмертии, даруемом Богом.

- Часто говорят, что Заболоцкий атеист. Мне кажется, что это совсем не так. Даже в ранних стихах Заболоцкого проблемы, связанные с верой, потаенно присутствуют в самых разных стихотворениях. Причем в ранних стихах, которые вошли в его знаменитые "Столбцы", на первый взгляд перед нами предстают бытовые зарисовки, очень простые в своей основе. Но когда начинаешь вдумываться, пытаешься прочитать их на более глубоком уровне, мы увидим, что в его стихах происходит мистерия.

Ярким примером такого рода, по мнению Светланы Кековой, является стихотворение "Пекарня", в котором процесс выпечки хлеба становится мистерией Рождества: хлеб уподобляется младенцу Христу, а печь — Богородице. Вот только мистерия эта страшна, потому что она творится в мире, где все сломано, перевернуто с ног на голову, осквернено. Искаженное таинство  происходит в пространстве смерти и не может его преобразить. Более подробно об этом рассказано в статье Светланы Кековой "Мироощущение Н. Заболоцкого: опыт реконструкции и интерпретации" (Саратов: Издательство СГСЭУ, 2007). 

Такое прочтение может вызвать, по меньшей мере, удивление, потому что оно противоречит общепринятому, утвердившемуся еще в советской критике представлению о "Столбцах" Заболоцкого как о стихах, в которых поэт живописует плоть этого мира, что в них представлен роскошный натюрморт фламандской школы. Но построчный анализ показывает, что перед нами не просто "натюрморт", а действительно и буквально – "мертвая натура", природа, охваченная смертью  и безумием. Давая столь необычную, даже, можно сказать, трудную для принятия, "ранящую" интерпретацию лирике Заболоцкого, Кекова точна как поэт, доказательна как ученый и неравнодушна как любящий человек.

/
- Советская критика называла Заболоцкого юродивым, вкладывая в это слово уничижительный смысл. Но критики правы. Заболоцкого, действительно, можно назвать великим юродивым советской поэзии! Причем это юродство проявлялось по-разному в разные периоды его творчества.

Обращаясь к творчеству Заболоцкого 1930-х годов, Светлана Васильевна показывает на примере его поэм, как он ищет выход из тупика мертвого и безумного мира и находит его в реализации поэтической утопии взаимоотношения человека и природы, в которой человек учит животных разуму. Но этот сюжет так же оформлен как христианская мистерия: в основе великого грядущего преображения природы лежит жертва. Например, в "Школе жуков" люди соглашаются переложить свои мозги в черепные коробки ослов, а в "Безумном волке" волк выворачивает себе шею, тоже жертвуя собой, чтобы волки стали разумными.

- В творчестве поэта тридцатых годов особняком стоит поэма "Птицы". В ней тоже очень ярко представлен мотив жертвы — в стихотворении показано убийство голубя. Можно сказать, что в этом тексте изображена настоящая научная Литургия.
 
Делай так, ученик, как я говорю. Приготовь свою доску.
Голубя навзничь рукой опрокинь. Маховые
перья вверх оттяни, закрепи на доске их винтами
так, чтобы крыльев вершины в углах оказались.
Дале две тонких бечевки возьми, завяжи на них петли,
петли на ножки закинь и концы закрепи на свободных
нижних углах, только смотри, чтоб бечевки
крепко натянуты были и тело не двигалось больше.
 
Интересно, что в поэме два финала. В окончательном варианте поэмы преображения мира не происходит, но в первом варианте поэмы усилия героя-ученого не напрасны:
 
С какою любовью
травы к травам прильнут! С каким щебетаньем и свистом
птицы птиц окружат! Какой неистленно прекрасной
станет Природа! И мысль, возвращенная сердцу, —
мысль человека каким торжеством загорится!
 
1938 год — арест, четыре дня пыток, долгий путь на Дальний восток в вагоне, где совсем не было воды и арестанты сходили с ума от жажды. Но вполне вероятно, что именно в этом безводном аду был написан дивный шедевр Заболоцкого — стихотворение "Лесное озеро", в котором показана, как природа, зараженная смертью, исцеляется Божественным началом.
 
В венце из кувшинок, в уборе осок,
В сухом ожерелье растительных дудок
Лежал целомудренной влаги кусок,
Убежище рыб и пристанище уток.
Но странно, как тихо и важно кругом!
Откуда в трущобах такое величье?
Зачем не беснуется полчище птичье,
Но спит, убаюкано сладостным сном?

<...>
И сосны, как свечи, стоят в вышине,
Смыкаясь рядами от края до края.
Бездонная чаша прозрачной воды
Сияла и мыслила мыслью отдельной.
Так око больного в тоске беспредельной
При первом сиянье вечерней звезды,
Уже не сочувствуя телу больному,
Горит, устремлённое к небу ночному.
И толпы животных и диких зверей,
Просунув сквозь ёлки рогатые лица,
К источнику правды, к купели своей
Склонялись воды животворной напиться.

 
- Здесь мы видим как в природном аду выделяется пространство, которое живет по иному закону. Интересно, что к нему трудно пробиться, нужно преодолеть некую преграду. Мы видим, что это озеро обладает особой чистотой ("целомудренной влаги кусок"), это и чаша крещения, и око больного. Природа больна, но она взглядом устремлена к небу ночному или  к "миру иному". Именно такой вариант стихотворения был подарен Заболоцким замечательной советский пианистке Марии Юдиной.  И именно она дала самое точное определение творческому видению поэта: поэзия Заболоцкого — это поэзия литургическая.

Светлана Васильевна как отдельный сюжет представила историю творческого взаимодействия Марии Юдиной и поэта. В исполнении артистов Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Раисы Алисовой (фортепиано), Елизаветы Лисиной (сопрано), Григория Расояна (баритон) как прекрасная музыкальная иллюстрация к этому рассказу прозвучали вокальные произведения Шуберта в переводе Николая Заболоцкого.

Музыкальную часть вечера продолжила известная песня "Иволга" ("В этой роще березовой"), положенная на музыку композитором Кириллом Молчановым. Ее исполнил артист Саратовской консерватории Григорий Расоян.


 
В этой роще березовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких ветвей,—
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей.
 
Пролетев над поляною
И людей увидав с высоты,
Избрала деревянную
Неприметную дудочку ты,
Чтобы в свежести утренней,
Посетив человечье жилье,
Целомудренно бедной заутреней
Встретить утро мое.
 
Но ведь в жизни солдаты мы,
И уже на пределах ума
Содрогаются атомы,
Белым вихрем взметая дома.
Как безумные мельницы,
Машут войны крылами вокруг.
Где ж ты, иволга, леса отшельница?
Что ты смолкла, мой друг?
 
Окруженная взрывами,
Над рекой, где чернеет камыш,
Ты летишь над обрывами,
Над руинами смерти летишь.
Молчаливая странница,
Ты меня провожаешь на бой,
И смертельное облако тянется
Над твоей головой.
 
За великими реками
Встанет солнце, и в утренней мгле
С опаленными веками
Припаду я, убитый, к земле.
Крикнув бешеным вороном,
Весь дрожа, замолчит пулемет.
И тогда в моем сердце разорванном
Голос твой запоет.
 
И над рощей березовой,
Над березовой рощей моей,
Где лавиною розовой
Льются листья с высоких ветвей,
Где под каплей божественной
Холодеет кусочек цветка,—
Встанет утро победы торжественной
На века.
 
А Светлана Кекова поделилась с собравшимися своими размышлениями о кажущейся простоте этого стихотворения — самого совершенного творения Заболоцкого.

- Чтобы прикоснуться к тайне этого стихотворения, нужно обращаться даже не к литературоведческому инструментарию, а к богословию. В этом стихотворении поэт прозревает все слои реальности: здесь есть  и руины смерти, и образ первозданной чистоты, и жертвенная гибель героя.  А конец стихотворения - "встанет утро победы тожественной на века" - это и радость о победе в Великой отечественной войне (стихотворение написано в 1946 году) и чаяние Небесного Иерусалима — Победы в Вечности. А Победа в Вечности возможна потому, что Христос приносит себя в жертву, а герой этого стихотворения идет за Христом.

Так в поэзии Заболоцкий обретает новое особое поэтическое зрение. И если в первый период его творчества его особый взгляд видел кругом смерть и безумие, то в финале его творческого пути он обретает зрение воскресшего человека.

В конце встречи прозвучали стихи Светланы Кековой, посвященные Николаю Заболоцкому.
 

P.S. Ранее "Ревизор.ru" публиковал материал о Николае Заболоцком – переводчике.
 

Автор
Екатерина ФЕДОРЧУК
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе