Политика не терпит мещанства

В "Российской газете" прошла презентация новой книги Александра Дзасохова "Человек и политика"

Вчера в пресс- центре "РГ" было много гостей. В их числе депутаты Федерального Собрания РФ, известные ученые и политологи, журналисты.

В новой книге Александр Дзасохов постарался проанализировать важнейшие политические события, происходившие в стране и мире за последние пятьдесят лет. Он работал над книгой не один год, тщательно выписывая события, в которых непосредственно принимал участие. Это не ссылки на документы и тем более не на воспоминания других политиков, а его собственная картина происходящих процессов в обществе.
По мнению выступающих на презентации, эти честные воспоминания известного политика помогут лучше понимать штормовое время современной России: что привело к развалу СССР и краху КПСС, как велика роль личности в политических процессах, почему Кавказ оказался в огне и как его "тушили", отчего реальный ход истории оказался таким, а не иным...

Перед презентацией своей книги Александр Дзасохов дал интервью "РГ"

Российская газета: Александр Сергеевич, что побудило вас засесть за создание этой книги?

Александр Дзасохов: Самое ценное, что остается после человека, - дети и книги. Детей воспитал, поставил на ноги. Теперь пора рассказать о своих современниках, о крутых поворотах истории, свидетелем которых был лично. Тем более что за пятьдесят с лишним лет в политике пришлось многое увидеть, пережить... Была и радость удач, но и рубцы остались на сердце. Грешно было бы наблюдения очевидца спрятать под сукно...

РГ: Политика и человек: совместимы ли эти понятия? Ведь не случайно многие считают политику слишком грязным делом...

Дзасохов: Прежде всего политика - серьезная профессия. И, как в любой профессии, здесь есть свои мастера и дилетанты, люди незаурядные и обычные приспособленцы, если не сказать проходимцы. Это тяжелая работа, содержащая в себе огромные риски. Чем выше положение, тем больше ответственность. Ведь иногда от политического решения зависят судьбы миллионов.

РГ: Иногда мы говорим: "амбициозный политик". Но допустима ли амбициозность в политике?

Дзасохов: Обостренное самолюбие только вредит политику. А больше всего делу. Ярким примером такого поведения, на мой взгляд, был Никита Сергеевич Хрущев. Его амбициозность доходила до абсурда. И часто приводила к ошибочным решениям. Эмоции захлестывали, и он упрямо, грубо навязывал свою точку зрения. Я несколько раз был свидетелем такого неистовства.

Или другой пример. В смутные 90-е многие так называемые "политики", а по сути просто невежественные люди, считали, что история началась с них...

РГ: В книге вы уделяете большое внимание внешнеполитическим вопросам. Что общего между внешней политикой Советского Союза и нынешней России?

Дзасохов: Меняются времена и общественные формации, но стержень внешней политики остается. Этот стержень - национальные интересы России.

РГ: Но, согласитесь, идеологизированная советская внешняя политика не всегда в полной мере учитывала национальные интересы страны.

Дзасохов: Историки, надеюсь, займутся этими вопросами. События происходят в конкретной обстановке. Это надо учитывать.

Политические инициативы СССР изменили политическую карту мира. Благодаря им десятки народов получили государственную независимость. Вклад Советского Союза в процесс деколонизации должен быть по достоинству оценен.

Но были и перегибы. Экспортировали социализм. Не все просчитали, когда ввели войска в Афганистан или тем более когда пытались создать социалистический режим в Эфиопии. Но было и другое.

РГ: От вас как-то услышал неожиданный термин: "политическое мещанство". Что вы под этим понимаете?

Дзасохов: В начале 90-х годов произошло огромное недоразумение. Россия отгородилась от Азии, Африки, Латинской Америки. Мы начали терять старых друзей и союзников, утратили рынки для своей продукции, обеднили культурные и образовательные связи. Тогдашние чиновники по сути с брезгливостью относились к развивающимся странам - с нелепой претензией на то, что мы якобы "чистенькие" и наше место только на Западе. Это я и называю "политическим мещанством", которое по сути перечеркивало преемственность отечественной дипломатии. Это был очень поверхностный и вредный подход. Хорошо, что он длился недолго. С приходом в МИД в 1997 году академика Евгения Примакова традиции нашей дипломатии начали восстанавливаться. Все поняли, что отступление России было временным.

РГ: На ваш взгляд, что показали события в августе 2008 года, когда режим Саакашвили предпринял вооруженную агрессию против народа Южной Осетии?

Дзасохов: Поддержка Россией народа Южной Осетии - историческое событие. Россия показала свою незаменимую роль в сохранении стабильности на Кавказе, подтвердила последовательность в защите своих национальных и геополитических интересов. И многие поняли, что слова у России не расходятся с делами. Она может защитить своих граждан. На Кавказе возникли два независимых суверенных государства. И хотя сегодня на Западе против них развернута настоящая пропагандистская война, усилиями российской дипломатии правда пробивает себе дорогу.

Сегодня мир уже не биполярный и тем более не однополярный. Нам сейчас предстоит выстраивать собственный евразийский геополитический полюс, с опорой на Содружество Независимых Государств.

РГ: Не мешают ли политикам партийные установки? Ведь их надо выполнять.

Дзасохов: Выполнять надо, но с умом и ответственностью перед государством и народом. Если политики шагают в колонне по одному и слепо выполняют любые указания, то их партия не может действовать эффективно. Один из таких примеров связан с советско-китайским пограничным конфликтом на реке Уссури, другой - с вводом советских войск в Афганистан без глубокого прогнозирования последствий.

РГ: Александр Сергеевич, вы много лет проработали на Северном Кавказе, в самые тяжелые годы были президентом Республики Северная Осетия - Алания. Скажите, что позволило переломить ситуацию на Юге России?

Дзасохов: Политическая воля, проявленная с первых же дней после вступления в должность президента России В.В. Путина, позволила пресечь сепаратизм и защитить территориальную целостность нашего федеративного многонационального государства. В 90-х годах на Северном Кавказе проблем было больше, чем горных вершин. К тому же некоторые горе-политики в других регионах России предлагали "отцепить" Кавказ от страны. Самым важным в той ситуации было то, что высшее государственное руководство четко заявило: Россия неделима.

Конечно, за стабильность на Юге России еще надо бороться. И самый надежный путь для достижения этой цели - это наращивание внимания государства к вопросам экономического и социального благополучия на Северном Кавказе, поддержка наших вековых духовных и культурных ценностей.

Алексей Захаров

Российская газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе