Про себя писатель Вячеслав Пьецух говорит коротко и ясно: «Пишу всё, кроме стихов и доносов», а если его попросить дать «развёрнутый» ответ, то услышишь следующее: «…тихо делаю своё дело. Подозреваю, что, возможно, один из лучших современных писателей в России, но не из тех, кого обязаны знать, меня могут не знать по определению, я – писатель нудный, въедливый, в общем, малоинтересный». Наверное, именно за эту «малоинтересность» Вячеслав Пьецух с его ироничным интеллигентным отношением к миру, России и нам, россиянам, уже давно стал любимцем литературных критиков. Признание живым классиком стоит многого – если измерять это «по гамбургскому счёту». Прозу Пьецуха уже давно растаскивают на анонимные цитаты, афоризмы и высказывания. О нём говорят и о нём пишут.
А нам довелось не только увидеть «живого классика» своими глазами
(Вячеслав Алексеевич был гостем XI выставки-ярмарки «Книжная культура
Ярославского края»), но и побеседовать с ним.
Разговор Вячеслав Алексеевич начал сам, попросив разрешение прочитать
«пару строк». Этими строками оказались несколько новых, ещё не опубликованных
историй, входящих в единый литературный цикл «Русский анекдот». Заданная
писателем тема дала отправную точку нашей беседе.
– Ещё совсем недавно анекдоты были так популярны, что их рассказывали по
поводу и без оного. А сейчас по-настоящему смешных анекдотов почти не услышишь.
– С одной стороны вы правы: сейчас вся культура ушла в песенки,
потворствующие половому созреванию. Тут уж не до смеха. Но с другой стороны
культура анекдота, на мой взгляд, не только никуда не делась – она процветает!
Могу вам доказать на наглядном примере, и этот анекдот самого высокого полёта
сочинил отнюдь не я, а простой народ. Итак…
Умер алкоголик. Гражданская панихида. Вокруг гроба усопшего стоят
скорбящие друзья-собутыльники. Один говорит другому: «Ты только посмотри,
как этот мерзавец хорошо выглядит в гробу…» – «Ещё бы, третий день не
пьёт…».
– Один из критиков пишет, что ваши «Русские анекдоты» возвращают анекдот
в литературу, а литературу – к анекдоту. И в качестве примера приводит «Скверный
анекдот» Достоевского. А как вы относитесь к Достоевскому?
– Как всякому человеку, считающему себя культурным, мне он бесконечно
близок. Опять же процитирую самого себя. Один мой персонаж выпивает с другом и,
не зная с чего начать разговор, говорит: «Толстой велик и светел,
Достоевский велик и затхл». Это отчасти и моё личное отношение к этому
великому писателю.
– Почему затхл?
– Подпольем пахнет, сыростью от любой его вещи.
– Тогда в продолжение темы: составьте литературный рейтинг «от Пьецуха» –
кто ближе, кто дальше?
– Самая классическая номенклатура, начиная с Пушкина… Просто к числу
гениев от литературы, создавших одну из величайших художественных культур,
каковой я считаю русскую культуру, я добавлю Лескова и Пришвина. К слову, давеча
на Александра Сергеевича я навёл жесточайшую критику, вдребезги разбомбив его
«Евгения Онегина». В «Литературоведении против часовой стрелки» я подвёрг
сомнению основные пристрастия русского читателя – вышеупомянутого «Онегина»,
«Мастера и Маргариту» и «Доктора Живаго».
– Уж если вы замахнулись «на Вильяма нашего Шекспира», то кого из
современных писателей вы бы отметили?
– Андрея Битова…, но он уже не пишет. Настоящий писатель Владимир
Маканин, только, по меткому выражению Горького, писатель он от ума, а пишет
поленом. Больше, пожалуй, некого назвать. Обеднела русская литература. Но ладно
писатели – они ещё худо-бедно, но остались. А вот читатель просто вымер как
стеллерова корова. Так что проблема современной литературы – это в первую
очередь проблема читателя. Впрочем, в минуту душевной смуты я себя спрашиваю:
чем ты занимаешься? Уже выросло два поколения, которые смутно представляют, кто
такой Пушкин, а ты тут пишешь что-то, дурака валяешь. Ведь всё написано, на все
вопросы найдены ответы, включая роковые русские вопросы «кто виноват?» и «что
делать?»
– И кто виноват?
– Все виноваты.
– А что делать?
– Сухари сушить.
– Есть мнение, что творческий потенциал России скудеет, и с тем, что
«может собственных Неронов земля российская рождать», намечаются некоторые
проблемы…. Что вы думаете по этому поводу?
– Я вообще придерживаюсь пессимистической точки зрения и считаю, что
сейчас идёт расцвет того процесса, который я называю «деволюция». Я придумал это
слово, чтобы обозначить обратное развитие: не от макаки к Достоевскому, как было
примерно до середины ХХ столетия, а наоборот – от Достоевского к макаке… Именно
на этом зиждется целый ряд неприятных явлений, на которые вы обратили внимание.
Сегодня мы наблюдаем редкое по глубине падение нашего русского театра, русской
драматургии, небывалое падение русского кинематографа… – какой отрасли
художественной деятельности ни коснись, этот феномен прослеживается везде. И
перспектива наша на этом фронте достаточно печальна. А между тем какой взлёт мы
переживали в одну из самых страшных эпох нашей родной истории – во времена так
называемой советской власти! Это наталкивает на формулу, что в России чем
страшнее жизнь, тем прекраснее песни.
– А что же делать?
– Так сухари сушить!
– Существуют ли какие-либо отношения (внимание, влияние, запреты и
прочее) в настоящее время между властью и писателями или эти отношения
выстраиваются по принципу «минуй нас пуще всех печалей…»?
– Не знаю. Может быть, и есть случаи, когда писатели и власть общаются
между собой более-менее тесно, но меня это никак не касается. Лично меня в этой
жизни интересуют только литература и моя собственная жена. Что до отношений с
властями, то председатель Совета Федерации Сергей Миронов каждый год мне
присылает поздравительные телеграммы «сверхмолнии». Я состою в приятельских
отношениях с Михаилом Горбачёвым. Наше знакомство началось в мою бытность
главным редактором журнала «Дружба народов». Предыдущее руководство так крепко
обокрало журнал, что у нас на счету были одни нули. И тогда я не придумал ничего
лучшего, как напрямую обратиться к Михаилу Сергеевичу с просьбой помочь журналу.
Горбачёв денег дал, и журнал продолжает существовать по сей день, а мы с
Михаилом Сергеевичем – приятельствовать. Что до влияния власти на писателей…,
так я и при большевиках писал только то, что хотел, и что самое удивительное,
печатался. И сейчас пишу, что хочу, и тоже печатаюсь. Разница лишь в том, что
при большевиках богаче меня были только рубщики мяса с Привоза, а при демократах
я гол как сокол.
– При вашей независимости от властей как вы относитесь к литературным
премиям и какой бы премии хотели удостоиться сами?
– Нобелевской, но мне её никогда не дадут. Мне даже Государственную
премию не дали, хотя я шесть лет был членом комитета по Госпремиям и сам давал
эту премию разным хорошим людям. А когда выдвинули меня, то, увы,… – не дали.
Мне за всю жизнь вообще дали только две премии – первая была американской и
называлась витиевато «Премия атлантического побережья за лучший иностранный
рассказ», а вторая – Пушкинская, которая существует с начала XIX века, и среди
её лауреатов – Куприн, Бунин… словом, я попал в очень хорошую компанию. Вообще я
к премиям отношусь очень меркантильно – это единственный способ выживания,
потому что каждая из написанных книжек приносит мне 25 тысяч рублей. А пишу я
книгу, допустим, пять лет. Вот красная цена литературного труда и отношение
общества к писателю. По всему получается, что писатель – это городской
сумасшедший, который занимается тем, что никто не считает за труд. Разгрузить
вагон силикатного кирпича – это труд, а написать книгу – нет. И между тем это
едва ли не самое полезное из всех мыслимых занятий, потому что способствует
воспитанию души.
– Но отчего тогда все, кому не лень – богатенькие девочки с Рублёвки,
малограмотные мальчики из бесконечных телевизионных шоу – все норовят в писатели
податься, если профессия эта так не престижна?
– Не то, чтобы профессия не престижна, а дело в том, что профессии такой
сейчас просто нет, если мы условимся называть профессией то, что обеспечивает
хлеб насущный. А пишут все, кому не лень, потому что у нас – всеобщая
грамотность, и печатают всё, что ни попадя, по той простой причине, что это
очень доходное дело. Вот, к примеру, написала ты инструкцию, как стать женой
миллионера и попасть на Рублёвку, и вышла эта инструкция миллионным
тиражом, а платят тебе так: допустим, книга стоит 150 целковых, тогда рубль
пятьдесят с книги – твои. Умножай на миллион…. Выгодно, но к литературе не имеет
ни малейшего отношения.
– Где вы получили прививку против мата и современного сленга, в котором
подчас тонут даже неплохие современные писатели, и как вы умудряетесь говорить
на современные темы, оставаясь при этом в рамках прекрасного русского языка?
– Я много читал и читаю, хотя трагедия моего возраста заключается в том,
что всё уже прочитано, и остаётся только перечитывать. Однако я записан во все
крупные московские библиотеки… Сам я из предельно простой семьи: отец был
военнослужащий, мама работала на заводе. И при всей дикости моей фамилии (она
польского происхождения, от слова пьец – печка, стало быть, пьецух – человек,
лежащий на печи) я – глубоко русский человек, тем более что русский – это не
национальность, а настроение.
– Какое из ваших произведений вам наиболее близко?
– Как правило, последнее, особенно, пока вещь ещё не написана. Предыдущие
я, случается, даже забываю.
– Известный в Ярославле культуролог Евгений Ермолин назвал вас как-то
«последним русским человеком». Насколько вы согласны с этой оценкой?
– Я себя ощущаю ещё более нескромно и называю не иначе, как «последний
вздох русской культуры».
– Вас считают продолжателем традиций русской литературной классики, а
классики, как известно, частенько писали о России, живя за рубежом. На какой бы
стране, случись выбирать, вы остановили свой выбор?
– Россию я, конечно, не люблю, но остаток пространства я не люблю
ещё больше. А кроме шуток, никуда и ни при каких обстоятельствах я бы никогда не
уехал. Я достаточно поездил и нигде не чувствовал себя так уютно, как в своём
родном Ясеневе. Я человек в этом отношении бесповоротный и даже, пусть это
нехорошо и нешироко, но с лёгким пренебрежением отношусь к творческим людям,
которые уехали за пределы своей Родины, преспокойно там существуют и даже не
считают это зазорным. Всякое дарование – глубоко национально, и с этим ничего не
поделаешь. Коль ты отравлен своим Отечеством, то писать можешь только под
воздействием этой отравы, которая называется «ужасы милой
Родины».
Северный край