Литературная жизнь России, как выяснилось с началом специальной военной операции, носит не вполне литературный характер.
Ирина Котова / Википедия
Тема глобального конфликта между РФ и золотым миллиардом не особо раскрыта в произведениях либеральных отечественных авторов. Зато гражданскую позицию в этом противостоянии высказал практически каждый из них.
В общем, каждый выбрал свою сторону, и в этом нет ничего для нашей истории нового. Но удивительно другое. Если в западных странах или же на Украине сегодня осели те, кто радикально против РФ, то в самой России, помимо патриотов, остались не только «молчуны», но и ярые русофобы. Даже для исконно противоречивой российской интеллигенции такое положение дел выглядит просто шизофреническим.
Чтобы сразу дать понять читателю, о чём идет речь, мы приведем здесь целиком и без редактуры стихотворение российского поэта Ирины Котовой. Оно называется «БЕЛО-СИНЕ-КРАСНАЯ ПИРАМИДКА»:
сразу после секса
в ванной комнате
он задушил кошку любовницы
лишь тогда до конца кончил –
так рассказывал
в это время он сидел на полу –
собирал бело-сине-красную пирамидку
для моего ребёнка
еще рассказывал –
во время войны
насиловал женщин –
спускал туда же
куда спускали другие
потом вместе со всеми
забивал во влагалища
бутылки из-под шампанского
бил кирзовыми сапогами по животу
осколками – по кишкам
девственниц – расстреливал:
слишком жирно –
познать мужика
всю прелесть мужика
через неделю он принёс розы
много роз
сказал – люблю
так впервые
мне захотелось
убить человека
в каждом – белом синем красном
колесике пирамиды
убить –
в глазах ребёнка.
Редакция приносит свои извинения за демонстрацию этого произведения, но здесь важно понимать, о каком уровне ненависти к Родине идет речь. О чем Котова писала этот текст в 2018 году – мы не знаем. Возможно, там была аллюзия на печально известный случай с пытками заключенных в Казани при помощи бутылки. Возможно, что про войну в Донбассе. Выводы читатель должен сделать сам. Статья о другом – вот этого автора гордо рекламирует как своего участника книжный фестиваль «Китоврас», который пройдет с 16 по 18 августа во Владимире. В это трудно поверить, поэтому мы приложим здесь скрин с интернет-портала ГодЛитературы.РФ.
Скрин, который говорит о том, что Котова изначально планировала посетить фестиваль. / ГодЛитературы.РФ
На странице фестиваля в ВК сказано, что он состоится в рамках проекта «Читающая Россия» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства культуры Владимирской области, Российской государственной детской библиотеки. Мало того, проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
Источник: группа фестиваля в ВК
Одними из первых внимание на участие откровенно антироссийского автора в «Китоврасе» обратили члены патриотического литературного «Союза 24 февраля». Например, писатель и издатель Пётр Алёшкин высказался так, увидев список участников:
Местные власти за счет бюджета пригласили писателей, в основном поэтов. Имена мне их неизвестны, но как пояснили мне мои возмущенные друзья, в список приглашенных попали в основном те, кто против СВО, против наших солдат на Украине. Ни одного патриота. Правда, для того, чтоб неявны были взгляды руководителей министерства Владимира, пригласили патриотку Яну Поплавскую, но она не поэт. Я решил посмотреть стихи некоторых приглашенных поэтов. Про Ирину Котову мне говорили, что она ярая бандеровка.
На самом деле, трудно сказать, кто конкретно ответственен за приглашение на фестиваль того или иного автора – власти Владимира или же организаторы самого фестиваля. У «Китовраса» есть программный директор Михаил Фаустов. Он же директор Ассоциации книжных фестивалей проекта «Читающая Россия», который занимается организацией десятков подобных фестивалей по всей стране. Точнее, как говорят в кругах патриотических писателей, «Читающая Россия» подмяла под себя все значимые книжные фестивали страны.
Нам удалось дозвониться до Фаустова. Он любезно согласился прокомментировать сложившуюся ситуацию, но ответил в стиле «вы ничего не докажете»:
– Информация о фестивалях обычно лежит на официальных сайтах фестивалей. Там есть все выступающие. Мы проводим их двадцать штук в год. Я не помню точно каждой программы. И я не знаю точно, опубликована она сейчас или нет. Мне кажется, еще рановато поэтому говорить о том, кто принимает участие и какой у кого там был стих. Я, честно говоря, в поэзии не очень хорошо разбираюсь. На официальном сайте будет опубликована программа. <…> Сайт «Год литературы» к фестивалю «Китоврас» не имеет никакого отношения.
Прозвучало всё это не очень убедительно. До фестиваля на момент этого разговора осталось десять дней… На сайте фестиваля программы на 2024 год действительно нет. Но была ли она там раньше – сказать тяжело.
Официальный сайт фестиваля на 05.08.2024. Вкладка 2024 года отсутсвует.
Высказался Фаустов и о том, насколько его заботит мнение писателей из «Союза 24 февраля» о критериях отбора авторов на фестивали «Читающей России»:
– Я не знаю, существует ли такая официально зарегистрированная организация. А можно мне номер ОГРН? Я не знаю такой организации. В нашей стране живет 140 миллионов человек, и все они – общественность. Я не могу с мнением каждого из этих 140 миллионов хотя бы даже ознакомиться.
Любопытно, что буквально за пару часов до беседы с Фаустовым нам ответил пресс-секретарь фестиваля, которая написала лаконично и однозначно:
На фестивале во Владимире Ирина Котова выступать не будет. Финальная программа фестиваля ещё не была опубликована.
Стала ли «отмена» Котовой следствием разгорающегося скандала или были другие причины – едва ли теперь расскажут организаторы «Китовраса». Но похоже на то, что мнение кого-то из 140 миллионов Фаустов всё же услышал.
Скрин, доказывающий, что стихотворение уже существовало в 2018 году / ВК
Всё это похоже на нежелание раздувать скандал и привлекать к себе ненужное внимание. Но приведет ли этот случай к изменению «идеологической линии» властителей фестивалей? Тот же Пётр Алёшкин уверен, что за показной холодностью и официальным тоном организаторов «Китовраса» скрывается не желание скрыть ошибку, но целенаправленная антироссийская деятельность:
– Главное, возмущает даже не то, что так поэты клевещут на наших солдат. Помните, даже украинские нацисты с работы выгнали свою высокопоставленную дуру, которая на весь мир рассказывала, как наши солдаты насилуют украинских женщин, старух… Но фактов насилия не нашлось, и дуру выгнали. Возмущает министерство, которое пропагандирует таких поэтов. Если был бы хозяин в стране, он быстренько спросил бы, кто пригласил на книжный фестиваль ту же Котову, и немедленно изгнал бы из власти скрытого врага России.
По мнению Алёшкина, который еще тридцать лет назад возглавлял одно из главных российских издательств «Голос», такое положение дел в России можно наблюдать уже очень давно. Ведь современная система издания и распространения книг, а также вся окололитературная среда наследует упадочной системе 90-х, целью которой было внушить населению: ни СССР, ни сильная и независимая Россия не имели и не имеют права на существование в принципе.
Пётр Алёшкин / ВН
– Я знаю, как всё это делалось. Создана система, чтобы не появился ни один патриотический писатель… Вы можете прочитать это у того же Даллеса. Все говорят, что это фальшивка*. Хотя это не фальшивка, уже доказано. Всё это произошло в нашей стране. Всё патриотическое загнано в угол, – говорит Алёшкин. –У нас сейчас великолепная литература, прекрасные писатели-прозаики. Поэты тоже есть чуть ли не гениальные. Но о них никто нигде никогда ничего не говорит. Меня классиком либералы первые начали называть ещё 15 лет назад, как это ни смешно. Но вы слышали что-то обо мне? Нет. И это результат той политики, которую ведет наша власть. Вела и продолжает вести.
Высказался об этом инциденте и поэт Игорь Караулов. Он тоже уверен, что приглашение Котовой на владимирский фестиваль – не оплошность и не накладка, произошедшая из-за резкой смены контекста. Да, действительно, с 2018 года принципиально иначе стал видеться смысл треш-стихотворения. Но всё же это произведение с самого начала отражало и мировоззрение поэтессы, и настроение в литературной среде, которая до сих пор против СВО.
– Поэтесса Ирина Котова уже достаточно давно занимает проукраинскую позицию. Естественно, что в феврале 2022 года в ее взглядах ничего не изменилось. Другое дело, что я смотрел ее последнюю подборку в толстом журнале. Естественно, это был журнал «Волга», который в каждом номере публикует какого-то оголтелого проукраинца. Там в ее текстах, конечно, ничего такого нет. Это просто унылые верлибры, просто плохие стихи. Да, у нас очень разные стихи звучат на очень разных фестивалях, но ее во Владимире, насколько я видел, делали хедлайнером. То есть люди будут туда приходить, и им будут говорить: «Смотрите, вот это образец русской поэзии». Это как-то привлечет читателя к современной русской поэзии? Нет. И если бы эта система фестивалей называлась не «Читающая Россия», а «Читающий Госдеп», тогда было бы всё нормально. Тогда прочитали бы ее, обсудили и в случае чего обменяли на наших разведчиков в очередной раз. Но это же «Читающая Россия», да?
Игорь Караулов
Сегодня трудно не сравнить противостояние патриотов и либералов с военными действиями. И кажется, благодаря этому скандалу становится более понятным смысл названия «Союза 24 февраля» – литераторы тоже ведут свои сражения. В России действительно идет идеологическая война, только почему-то наш противник в этих сражениях находится по эту линию фронта.
Конечно, не может не порадовать, что одиозная Котова, если верить официальному представителю фестиваля, пропустит «Китоврас» 2024 года. К сожалению, так же очевидно, что таким образом не удастся изменить существующую природу российской литературы. Невозможно поменять складывающуюся десятилетиями систему без смены ключевых действующих лиц этой истории.
*«План Даллеса» – описанный в различных неофициальных источниках план действий США против СССР, составленный во время холодной войны и заключавшийся в скрытом моральном разложении населения СССР.