Сергей Лукьяненко: философия Пути

11 апреля 2020 года российский писатель-фантаст празднует 52-й день рождения.
Сергей Лукьяненко. 
Фото: Википедия


Сергей Лукьяненко придумал собственное определение жанру, в котором творит: "фантастика жёсткого действия" или "фантастика Пути". В Пути этот писатель однозначно знает толк. Своим путем в литературу он следовал неуклонно.


Сергей Васильевич Лукьяненко родился 11 апреля 1968 года в Каратау тогда Казахской ССР в семье врачей. Интересно, что у всех его близких, как свидетельствует Википедия, схожие медицинские специальности: отец Василий Тимофеевич — психиатр, психдиспансера города Тараза; мама Елизавета Рахимовна – нарколог; старший брат Олег — кардиолог и психотерапевт; жена София Анатольевна – детский психолог. Угадайте, по какой специальности наш герой окончил Алма-Атинский медицинский институт? Правильно, врач-психиатр. Это произошло в 1992 году. После окончания института в 1992 году в течение года Лукьяненко по ординатуре работал врачом-психиатром, совмещая медицинскую службу с литературной деятельностью.

Первые фантастические рассказы Сергей Лукьяненко создал в середине 1980-х годов. Некоторые из них так и не вышли в печати (как и первый роман "Приключения Стора", не путать с одноименным циклом пародий). Первый научно-фантастический рассказ "Нарушение" появился в казахстанском журнале "Заря" в 1988 году. Несколько лет Сергей Лукьяненко активно печатался в казахстанских изданиях, но стать известным в среде единомышленников в России ему помогла публикация рассказа "За лесом, где подлый враг" в журнале "Уральский следопыт". Впоследствии этот рассказ был републикован в Индии и США. Автора заметили, стали приглашать на семинары и фестивали писателей-фантастов (тогда они еще не назывались конвентами) по всему советскому (а далее – постсоветскому) пространству.


Сергей Лукьяненко - врач. 
Фото: twitter.com


К 1990 году у Лукьяненко было более десяти публикаций малой прозы в журналах и сборниках. Две повести, "Тринадцатый город" и "Пристань жёлтых кораблей", были опубликованы в издательствах "Молодая гвардия" и "Уральский следопыт". В 1989-1990 годах писатель написал первый роман "Рыцари Сорока Островов". В начале 1990-х он закончил три новых романа в цикле "Лорд с планеты Земля": "Принцесса стоит смерти", "Планета, которой нет" и "Стеклянное море". Знаковыми произведениями Лукьяненко этого периода стали повесть "Атомный сон", рассказы "Л — значит люди", "Дорога на Веллесберг" и "Мой папа — антибиотик".

С 1992 года у Сергея Лукьяненко начался отсчет книжных изданий: в петербургском издательстве "Terra Fantastica" вышли роман "Рыцари Сорока Островов" и первый авторский сборник из повестей "Атомный сон" и "Восьмой цвет радуги". Этот сборник принес писателю в апреле 1993 года первую авторскую премию "Старт" за лучший дебют.

Первое издание "Рыцарей Сорока Островов" Лукьяненко подарил фантасту Юлию Буркину на семинаре "Интерпресскон-93". В дальнейшем писатели работали в соавторстве и создали вместе повести "Сегодня, мама!", "Остров Русь" и "Царь, царевич, король, королевич" (третью часть дописывали по отдельности). Повести стали трилогией, которая завоевала поощрительную премию на фестивале "Белое Пятно-94". Авторские рассказы Лукьяненко получили премии "Интерпресскона" в 1995 и 1996 годах. Впрочем, жанровых премий в 1990-е годы Сергей Васильевич получил так много, что все их трудно перечислить.


Фото: transelectro.ru


В Казахстане Сергей Лукьяненко после недолгой работы по специальности стал заместителем главного редактора журнала фантастики "Миры" при газете "Казахстанская правда" и вёл отдел фантастики журнала "Заря". В 1994 году у него вышел второй авторский сборник, включающий в себя цикл "Лорд с планеты Земля" и ряд рассказов. В этом же году Лукьяненко освоил компьютер. Это было значимым событием не только для него лично, но и для всей отечественной фантастики. Писатель пережил увлечение компьютерными играми, а затем написал роман на основе "реалий" игры "Master of Orion": дилогию "Линия грёз" и "Императоры иллюзий". Эти книги появились в 1995 году. в это же время Сергей Лукьяненко "обжился" в компьютерной сети Фидонет, где было опубликованы некоторые его новые произведения, в том числе "Восточная баллада о доблестном менте" и "Дюралевое небо". В дальнейшем они вышли в сборниках. Получается, что Сергей Васильевич был одним из первооткрывателей схемы, когда издательства находят писателей по сетевым публикациям. Этот шаг добавил уже известному фантасту популярности, "свел" его с издательствами. Были выпущены и почти все ранее написанные вещи.


Сергей Лукьяненко. Книги. 
Фото: mybooklist.ru


В конце 1996 года Сергей Лукьяненко переехал в Москву. Как сам говорил – чтобы быть ближе к издателям и меньше тратиться на многочисленные поездки по различным конвентам. Сразу после переезда они совместно с фантастом Ником Перумовым начали работу над задуманным во время общения в Фидонет романом (изначальное название "Мгновенья дня, мгновенья ночи", итоговое – "Не время для драконов"). Книга вышла в "Эксмо". В издательствах АСТ и Terra Fantastica в книжной серии "Звёздный Лабиринт" появились романы "Лабиринт отражений" и "Звёзды — холодные игрушки".

Культовым писателем Сергей Лукьяненко стал в 1998 году, написав роман "Ночной Дозор", положивший начало новой серии. Это цикл книг о мире Иных, существующем рядом с нами, населенный персонажами демонической природы, Светлыми и Тёмными. Поскольку эти маги всесильны, они должны соблюдать баланс Света и Тьмы: всякое светлое магическое воздействие уравновешивать тёмным и наоборот. "Дозоры" – это специальные "контрольные органы", следящие за равновесием этого порядка. Интересы Светлых представляет Ночной Дозор, интересы Тёмных — Дневной Дозор. В развитие идеи вышли также книги "Дневной Дозор", "Сумеречный Дозор", "Последний Дозор", "Мелкий Дозор" и пр. Серия стала невероятно популярна после экранизации первой книги в 2004 году. Главную роль в картине сыграл Константин Хабенский. Для фильмов "Ночной Дозор" и "Дневной Дозор" Лукьяненко сам написал сценарии. "Дозоры" вошли в историю российского кинематографа как безусловная удача в экранизации фантастики. В отличие, допустим, от фильма 2018 года "Черновик" по одноименному роману Сергея Лукьяненко, написанному тоже в начале "нулевых". "Черновик" не был успешен в прокате и вызвал противоречивые отзывы критиков. Но справедливость требует заметить, что нарекания вызывал именно перевод текста в фильм, а не литературный первоисточник.


Фото: Википедия


Сергей Лукьяненко никогда не останавливается на достигнутом и после "Дозоров" написал уже много других работ. В частности, его роман "Застава" 2013 года положил начало межавторской серии "Пограничье", где описываются смежные миры, окружающие высокотехнологичный и развитый Центрум, как лепестки ромашки окружают желтую сердцевину. Но этот утопический мир разрушила "высокомолекулярная чума", уничтожившая всю совершенную технику и отбросившая быт, нравы и экономику Центрума на столетия назад. Жители Центрума ради выживания должны общаться и сотрудничать с выходцами из других миров – лепестков этой самой ромашки. О различных эксцессах, происходящих при этих встречах, и пишутся романы серии, в которой "играли" уже  Михаил Тырин, Сергей Волков, Владимир Васильев, Дмитрий Казаков, Сергей Слюсаренко и другие известные фантасты. Но основатель серии Сергей Лукьяненко в глазах большинства читателей является прежде всего автором "Дозоров". Это, так сказать, визитная карточка писателя. Также у него чрезвычайно популярны книги из серии "Диптаун": "Лабиринт отражений" и "Фальшивые зеркала" и роман "Спектр".


Сергей Лукьяненко. Книга "Застава". 
Фото: priceguard.ru


На вопрос, оказало ли медицинское образование влияние на творчество Сергея Лукьяненко, пусть отвечают его биографы. Но похоже, что осведомленность в психиатрии помогает писателю. Например, он умеет выстраивать именно такие сюжеты, которые по душе уверенному большинству читателей. Авторское определение "фантастика  жёсткого действия" точно: книги Лукьяненко – это всегда экшн, в котором действие преобладает над информационными блоками, размышлениями, сомнениями и колебаниями героев и прочими "интеллигентскими мерихлюндиями". Если героям Лукьяненко надо сделать нравственный выбор – а персонажам "Дозоров", к примеру, его приходится совершать сплошь и рядом, – то они делают это жестко и быстро, не разрушая динамику повествования. Кстати, он отлично умеет идти навстречу пожеланиям масс и в поле компьютерных игр – видимо, увлечение молодости не прошло даром. В общем, можно признать, что творец Лукьяненко – умелый психолог, дающий людям именно то, чего они от него ждут.

Самые любимые поклонниками герои Сергея Лукьяненко – люди, знающие себе цену, как и сам автор. Их нельзя сбить с истинного пути, увлечь ложными ценностями или соблазнами. "Сила в правде — это всегда было основой русского мировоззрения", - утверждал Сергей Лукьяненко как публицист. "Сила в правде" – пожалуй, это лейтмотив и сочинений Лукьяненко. Он может казаться чересчур экспрессивным, но факт остается фактом: людям такой подход импонирует. В январе 2010 года Сергей Васильевич вошел в десятку лучших российских писателей по мнению журнала "Эксперт", разделив 5—7-е места с Александром Кабаковым и Борисом Акуниным.


Константин Хабенский в фильме "Ночной дозор". 
Фото: soyuz.ru


Сергей Лукьяненко вот уже 10 лет ведёт авторскую колонку в интернет-газете "Взгляд". Был период, когда он очень активно вел блоги социально-политического характера в Живом Журнале. Особенно известен его блог dr_piliulkin. В настоящее время блога не существует: Лукьяненко закрыл и удалил его в знак протеста против изменений в пользовательском соглашении. Политические взгляды Сергея Васильевича были государствоцентричными, он высказывался в поддержку различных строгих мер во внутренней и внешней политике России. Пожалуй, в этой сфере Сергей Лукьяненко не соблюдал придуманный им же в литературе "баланс Света и Тьмы", решительно стоя на стороне того, что представлялось ему светом. Такая позиция не всегда вызывала одобрение у читателей блогов и пользователей соцсетей. Но сам Лукьяненко много раз давал понять: "На том стою и не могу иначе!" Его философия Пути – это немного больше, чем фантастика Пути. Творчеством жизнь никакого писателя не исчерпывается.


Редакция портала "Ревизор.ru" поздравляет писателя с днем рождения и желает новых творческих успехов, триумфального продолжения Пути и подбора новых ключей к сердцам читателей.

Автор
Елена Сафронова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе