Книга Людвига Рёмера «Стоп, машина» представляет собой сборник эссе, осмысляющих состояние современной западной цивилизации. Автор говорит в ней о важнейших сферах жизни и о базовых смыслах Запада. При этом его взгляд на предмет осмысления ― критический и в общем, скорее, пессимистический. И потому может показаться, что эта книга для русского читателя избыточна, ведь сегодня в условиях острого геополитического противостояния многим в России и так, вроде бы, понятно, что Запад «сошёл с ума» и ничего хорошего его не ждёт. Но на самом деле много ли людей в России перестали быть симпатизантами западной жизни и верующими в его идеи, несмотря на войну? Что вообще значит, что Запад «сошёл с ума» и так ли это? И вообще ― по совести, многим ли мы, русские, отличаемся от людей западных стран?
«Стоп, машина» ― кросс-культурный текст. Она написана человеком немецкой и одновременно английской культуры. Учителем Людвига Рёмера был буддийский лама Кхенпо Кьосанг Ринпоче (книга которого «Европа глазами снежного льва» десять лет назад была издана в России и стала популярной среди русских буддистов), и потому в ней чувствуется опосредованное влияние человека культуры восточной. Автор указывает, что также на эту книгу оказали воздействие некоторые идеи писателя, публициста и философа Бориса Гречина (выступившего в данном случае в качестве переводчика «Стоп, машины», и, заметим, переводчика очень профессионального). А это, влияние людей иных культур, равно как и высокий ум Людвига Рёмера и его широкая эрудиция, обеспечивают стереоскопичность его взгляда. Он смотрит в глубину настоящего Европы, обладая способностью отслеживать истоки того, что происходит, сравнивать её состояние с другими культурами и цивилизациями, предугадывать её будущее, опираясь на давно сделанные предсказания известных философов и писателей.
«Стоп, машина» ― книга, написанная человеком религии, но религии в книге не так и много. Точнее, она в «Стоп, машине» выражает себя не своим сугубым языком, но языком, понятным секуляризованному большинству. Людвиг Рёмер не взывает к вере современного человека, как будто не надеясь её обнаружить, он адресуется к логике. Этим он схож со своим учителем и, пожалуй, отличается от него. Кхенпо Кьосанг Ринпоче в «Европе глазами снежного льва» говорил серьёзно и лишь порой шутил и иронизировал, его стиль ― стиль проповедника и отчасти поэта, Людвиг Рёмер ― другой человек, живущий в другое время: он ― логик, говорящий ясно, резко и саркастично. «Стоп, машина» во многом продолжает «Европу глазами снежного льва», у них один и тот же предмет осмысления, примерно одни и те же сферы, в которые заглядывают авторы, но книга Людвига Рёмера с её мрачным гофмановским подтекстом и отчаянным финалом читается не как эпикриз, но как почти отходная по западной цивилизации.
Название «Стоп, машина» отсылает к метафоре государства-корабля. Эта метафора родилась в западной культуре. Гораций тоже говорил Риму: стоп, машина! Прошло несколько веков, и Рим перестал существовать. Жизнь ускорилась, и Людвиг Рёмер отводит Европе куда меньше времени, отмечая всё те же и иные, новые признаки самоубийственного разложения западной цивилизации. Но выражение «стоп, машина», вероятно, относится и к отдельному человеку, соотносясь с названием одной из глав ранее названной книги Кхенпо Кьосанга Ринпоче ― главы «Роботы». Люди погружаются в культуру тотального потребления, перестают думать о по-настоящему сущностных вещах, отказываются промышлять о нуждах своего высшего «Я» и потому превращаются в машины, идущие вразнос.
Книга Людвига Рёмера написана о Западе, но внимательный читатель заметит, что всё, о чём пишет автор, касается и нас, русских, как и жителей многих других незападных стран. Западная идеология давно и глубоко пустила свои корни в сознаниях разных людей по всему миру. Мы противостоим Западу в геополитическом отношении, но рискуем в перспективе проиграть, потому что являемся его двойником или его наследником. Но само это наследство сегодня в значительной мере ― трупный яд. Людвиг Рёмер ― религиозный учитель, и его голос в книге ― это голос человека, говорящего о духовных причинах и последствиях заражения, и вместе с тем голос врача, указующего на вероятность гибели цивилизационного организма и утешающего больных словами о возможном трудном чуде исцеления.