Так говорил Пелевин

Сегодня свой день рождения отмечает Виктор Пелевин. А быть может и не отмечает. Виктора Олеговича называют самым таинственным из отечественных писателей, поэтому знать наверняка, как мэтр относится к подобным дням, нельзя.

Писатель Виктор Пелевин

Пелевин редко дает интервью, однако если это все-таки случается, то эти записанные беседы можно читать, как и многие его произведения, - по меньшей мере не без интереса. К 51-летию писателя "РГ" перечитала большую часть его интервью и выбрала самые интересные и яркие цитаты.

О русской и литературе вообще

Пелевин учился в Литературном институте, правда, был отчислен. Как он сам признался однажды, "ничего там нового не узнал”. Но он познакомился там со своими первыми издателями и выступил редактором трехтомника Карлоса Кастанеды. А вот что говорит Пелевин о литературе:

"Я не могу сказать, что я много читал современной русской литературы. И конечно я не могу назвать кого-то, кто на меня особенно повлиял. В свое время мне понравился "Пушкинский дом" Битова, этакий любовный роман с русской литературой 19 века, но я вряд ли захочу перечитать его снова сейчас. Мне нравится Искандер, его ранние работы, вышедшие в советское время, потому что в них есть настоящая теплота. И, конечно, писатели, жившие раньше, Булгаков, например, я был глубоко тронут "Мастером и Маргаритой".

Но я думаю, что на меня больше повлияли иностранные писатели. Олдос Хаксли, мне очень нравятся его эссе, и Герман Гессе, особенно "Степной волк", и Карлос Кастанеда … и всякие такие "темные" люди, оккультные писатели".

В этом же интервью 1999 года, вышедшем в книге "Voices of Russian Literature: Interviews with Ten Contemporary Writers", Пелевин, которого считают ярким представителем русского постмодернизма, признался, что не любит постмодернизм и писателей вроде Сорокина.

О религии

В начале своей писательской карьеры Пелевин работал в журнале "Наука и религия”, именно там состоялся его дебют. Критики полагают, что в процессе работы Виктор Легович проникся восточным мистицизмом ("Колдун Игнат и люди”), а позднее пришел к дзен-буддизму ("Чапаев и Пустота”). Некоторые журналисты приписывают писателю создание новой религии, однако на этот счет Пелевин высказался довольно четко в 1997 году:

"Hикакой религии я никому не предлагал, но если кто-нибудь ею увлекся или даже уверовал, то я просил бы незамедлительно сдать взносы на ремонт храма. Мне надо перециклевать пол, переклеить обои, поменять пару дверей - а денег мало”.

О творчестве

О собственном творчестве Пелевин может говорить также с иронией. Он честен и не мнит себя гением или гуру. Он трезво оценивает собственный литературный опыт.

"Писать я начал поздно, в 25, 26 лет. В школе я не получал больше тройки за сочинения. Однако я быстро понял, чего от меня хотели, и старался это имитировать. Но мне постоянно говорили: "Это нехорошо. Ты не вкладываешь душу" ("Die Zeit", 1999).

"Я хотел бы написать рассказ по стодолларовой бумажке. Он назывался бы "Independence hall". Рассказ был бы построен на чеховских полутонах зеленого - но крови, надрывного трагизма, военной авиации и положительных героев там не было бы. В сущности, практически все современное искусство в той или иной степени посвящено этой картинке - либо по форме, когда художник исследует внешние проявления этого феномена, либо по содержанию - когда он просто хочет впарить свой продукт подороже" (Playboy, 1998).

"Главный писатель России - это полковничья должность, а я лейтенант запаса. Кроме того, я не понимаю, как в этой области можно строить иерархию" ("Известия", 2003).

Пелевин в том же интервью мужскому журналу пошутил, что за него книги вполне могла бы писать игра Microsoft Flight Simulator. В 2001 году в беседе с Corriere Della Sera писатель признался, что у него есть соавтор - "боксерская груша", которая играет в творческом процессе важную роль.

О стимуляторах

После прочтения некоторых книг Пелевина у многих читателей (и критиков, и журналистов) могло возникнуть ошибочное мнение насчет стимуляторов. Однкао писатель не использует в своей работе наркотики, чтобы открывать некие двери, как сказал бы Олдос Хаксли. Как говорит сам Пелевин, в работе ему помогает зеленый чай и иногда - музыка.

В 2003 году в интервью "Аргументам и Фактам" Пелевин высказал свою позицию относительно наркотиков и других стимуляторов:

"Что касается спиртного и прочего - я не пью и не курю уже много лет. Наркотики, которые я регулярно употребляю, - это спортзал и бассейн. Когда не могу достать бассейн, принимаю двойную дозу велосипеда. Мне жалко людей, которые тратят себя на наркотики".

Несмотря на то, что вполне возможно, что последние книги Пелевина могут быть "имитацией", созданной Flight Simulator в соавторстве с боксерской грушей, поклонники творчества с нетерпением ждут выхода новых романов и рассказов писателя. А мы - вне зависимости от того, отмечает ли писатель свой день рождения или нет, - желаем Виктору Олеговичу здоровья и творческих успехов.

Текст: Владимир Болотин

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе