Виктор Власов. Интересен ли здоровый человек?

Приглашение к дискуссии от учителя из Омска.


Я смотрю российские сериалы с высоким рейтингом. Стараюсь поддерживать отечественного производителя и не засматриваться на иностранных див и актёров – как наставлял при встрече митрополит Омский и Таврический Владимир. Да, стараюсь, но не всегда получается. Парадокс: мне интересны лишь кино-продукты от определённых студий, потому что эта команда снимает оригинальным образом, захватывая внимание настолько, что я с нетерпением желаю увидеть, что там придумали дальше. В чём секрет этих студий и соответствующего продукта, ведь множество телевизионных каналов пока что не способны увлечь меня, хотя они регулярно выпускают продукцию, которую с удовольствием смотрят и обсуждают мои родные. Неужели я приверженец определённой частоты кадра и стремительно развивающегося сюжета? Неужели я привык к съёмке-показу, чей секрет разработан и хранится в руках узкого круга создателей? Почему мне нужно только это качество и определенные сюжеты?..


Названия сериалов, которые я вам назову – сняты на студиях, возникших относительно недавно. Новые московские и питерские киностудии перенимают опыт киношников из Америки, Англии да Европы. Частота кадров в современных российских сериалах такая, что мозг обывателя не успевает осмыслить последующую картинку или ситуацию. Сцены и ситуации в получасовом или сорокаминутном фильме меняются настолько скоро, что каждые последующие сюжетные линии, принятые «укрепить»-истолковать предыдущие, зритель запоминает мельком или вовсе упускает из вида. Как будто зритель не имеет времени на то, чтобы осмыслить увиденное, правильно воспринять. Если раньше я мог пересказать увиденное почти полностью, передать последовательность действий и суть диалогов, то сейчас я расскажу лишь о тех сценах и словах, которые заворожили меня лично. Да, режиссёрская команда обзаводится дорогим оборудованием и привлекаются значительные капиталы, однако зритель постепенно превращается в дёрганного и психически нездорового человека. Кинозритель теперь не настроен на серьёзный просмотр подсознательно.

Я могу пересказать «Иронию судьбы», «Служебный роман» или «Иван Васильевич меняет профессию» не потому что частота кадров и диалоги в этих картинах проще. Кинопроизводство имело цензуру и пропускную способность – это несколько живых (думающих) фильтров, как осознанный и верный допуск до массового потребителя. А теперь я хочу ходить в кино разве что с детьми, чтобы их удивить. И это отпадёт со временем – у нас есть всё необходимое (приставки и приложения), чтобы позабавиться и пощекотать нервишки дома. А дальше произойдёт «добровольный» уход в виртуальную реальность как в старой голливудской фантастике «Газонокосильщик», а после – начнётся «Солярис», и мы с удовольствием перепутаем желаемое с действительным. Диагноз будет плачевным для многих.

Ладно бы нам показывали главного героя отечественных сериалов сильным морально и физически. Демонстрировали бы его поступки с лучшей стороны – как эталон нравственности и духовности. Я представляю, как было бы здорово увидеть воспитывающий поколения фильм, снятый талантливыми людьми и на новейшем оборудовании. Как было замечательно потратить время на такое же дорогостоящее кино, но осмысливающее христианские ценности. Почему не запустить цикл фильмов, похожих на картину Петра Мамонова «Остров»? Почему бы не привлечь капиталы несколько в иное русло? Кто и зачем разрушает нашу психику и личность? Ведьмак Геральт или «Властелин колец» с Гарри Поттером? А может нам вредят герои студии «Марвел»: Капитан Америка, Человек-паук или зелёный здоровяк-уродец Халк? Неужели мы ожидаем своего межпланетного завоевателя-чудака Таноса с Перчаткой бесконечности – он щёлкнет пальцами и потерянная сущность вернётся на круги своя?

Gosha-Kutsenko-v-seriale-Insomniya-2021-Epizod-3-900x503.jpg
Герои наших новейших сериалов – это люди с психическими отклонениями. «Псих», «Контейнер», «Инсомния», «Вне себя», «Хеппи енд», «Самка богомола», «Содержанки» и т.д. – это продукции от киностудий «Старт», «Премьер», «1-2-3 Продакшн» и т.д., поддерживаемые федеральными каналами. Известные актёры, а по совместительству режиссёры играют психически нездоровых людей. Взять «Инсомнию», с Гошей Куценко в главной роле. Он – известный врач Юрий Шталь, практикующий дорогостоящие сеансы регрессивного гипноза. Но мужчина средних лет регулярно выпивает, посещая стрип-клуб. На почве бессонницы у него возникают галлюцинации. Когда же ему удаётся уснуть, напиваясь и приводя в дом проститутку, он видит кошмары, где убивает свою жену. Юрий больше верит воображаемому, нежели реальности, то есть настоящее  не более чем фантазия, в которую он верит – об этом ему напоминает бизнес-партнёр (она ищет ему клиентов-пациентов) и вскоре делает заключение авторитетный психиатр.

Жена Юрия Шталя покончила жизнь самоубийством, а детей не было, поэтому он –глубоко несчастный человек. Исцеляя психические недуги других посредством гипноза, себя излечить Юрий, к сожалению, не способен. Он прибегает к помощи другого гипнотизёра, но оказываясь в психиатрической лечебнице. Сериал основан на том, что с трудом поддаётся объяснению. Выясняется, что главный герой влюбляется в девушку-стриптизёршу, которую излечивает от психической травмы и которой, по сути, не существует – об этом ему утверждают врачи, знакомые, соседи. Юра придумал себе женщину, похожую на его жену… Носился за ней по улице и по дому, даже свозил на морской отдых… Однако главный герой не теряет самообладания до последнего – ему помогают те, кому он помог сам: это бизнесмены, коучеры, представители власти и просто хорошие люди. Меня радует концовка, здесь режиссёр и сценарист не становятся убийцами: героя оставляют в живых, у него появляется надежда на оптимистичное продолжение жизни, в отличие от похожего сериала «Псих» – про психически нестабильного человека-психолога, кончающего жизнь самоубийством.

В сериале «Вне себя» зрителя привлекает необычность ситуаций, в которые попадает главный герой – Дмитрий. С виду это успешный бизнесмен в области цифровых технологий, сотрудничающий с иностранными компаниями. А по факту фигура Дмитрия комична: во-первых, последний год жизни у него словно выпадает после того, как он увидел свою жену и её любовника (следователя) убитыми на кровати. Во-вторых, он разговаривает с двумя фантомами, которые могут даже заниматься любовью у него на глазах – он постоянно с ними разговаривает и дерётся на виду у нормальных людей, Дима – больной человек со справкой. В-третьих, он – криминальный элемент, который отмывает-перегоняет крупные суммы денег и связан с известными ворами в законе. По причине провала памяти бизнесмен не помнит, куда задевал почти миллиард рублей. Его трясёт полиция, ФСБ и криминальные элементы, которым он задолжал. Его ребёнка передают опекунам, а правоохранительные органы норовят прицепить подслушивающее устройство, чтобы разобраться с коррупцией. Криминальные элементы держат его любовницу в заложниках, пытают и калечат девушку, вынуждая героя вернуть деньги. Дмитрия бьют, унижают, отовсюду выгоняют, ставят на счётчик, помещают в тюрьму, выпускают под залог, снова избивают, он зависим от всех, только не от себя. Это непьющий человек, который начинает выпивать и сорить деньгами, врать окружающим.

Меня удивляет в новых сериалах одно: главный герой – это обязательно психически нездоровый, притом, что способ заработка значительных средств совсем не ясен. Его доход не регламентирован – это не герои фильмов Сергея Бодрова, Алексея Учителя, Кирилла Серебренникова или Юрия Быкова, наконец. Герой шатается по модным барам и стрип-клубам, мало что помнит впоследствии, но имеет полезные знакомства в сферах, куда обыкновенному человеку не пробраться из-за отсутствия соответствующей преемственности. Ничего что герой валяется в канавах и от него дурно пахнет, ничего, что он потерял жену и детей, его совесть нечиста – сюжет строится таким образом, что подумать об этом не получается ни на йоту – на это не хватает времени.

Глядя эти новомодные сериалы, молодёжь способна неверно истолковывать некоторые вещи. Да, молодые люди XXI века – думающие и владеющие информацией шире, чем прошлое поколение, но этих сериалов, похожих один на другой, выходит столько, что не счесть. Их смотришь жадно, потому что они – интересны своей сюжетной линией, и вы уже привыкли к определённой манере съёмки этого содержания чисто механически.           

За ответами на вопросы я обращаюсь к людям, чьё мнение наверняка заинтересует читателя и зрителя. На тему кино и литературно-сценаристского сюжета, общей мотивации к просмотру и чтению «ситкомовского» развлечения я разговариваю, например, с молодым учителем технологии нашей школы. Антон Николаевич Лопаев – учитель первой категории, последователен как в конструировании на кружке моделей самолётов и машин, так и разборчив при просмотре чего-либо.

– Бульварщина, Виктор Витальевич, проникла не только в литературу, но и в кино. Если Дисней дал миру Микки Мауса, бестолкового мультипликационного персонажа, которого все полюбили, то сегодня незачем и много думать над созданием многосерийного фильма. Деятельность современного режиссёра направлена на реализацию коммерческих проектов. Как сделать продукт кассовым и оригинальным? Воспользоваться хитростями западных производителей кино: это съёмочный ракурс, качество картинки и сюжет, где герой одновременно нетривиален и успешен. Только вот западный создатель не обнародует другую сторону жизни успешного театрала… Что может случиться с больным человеком, хоть и владельцем крупной суммы денег? Нам хочется верить в этакую богему, где человек почти ничего не делает и при этом развлекается на полную катушку! Где нам показывают, что киношный герой, регулярно посещающий бар, спивается и походит на бродягу в худшем значении этого слова? Где в этих топовых сериалах рассказывают, что беспорядочные половые связи ведут к неизлечимым болезням и смерти? Показывайте нам сильного героя, который пусть и выпивает и подгуливает, но потом ценности переосмысляет и становится нормальным человеком с внутренним стержнем. Таких сериалов единицы. Вспомни «Интерны», классный ситком-сериал, где мы видим рабочие моменты с лодырями и тунеядцами, но добрыми людьми, умеющими шутить пусть не всегда беззлобно, но как-то от всей души и по-человечески.

Редактор омского литературного журнала «Преодоление» и член СПР Николай Михайлович Трегубов объясняет спрос на «макулатурщину» и «дешёвое кино» отсутствием интереса у самого потребителя, который настолько занят, что не имеет возможности просвещаться сам и находить нужное ему. Множество каналов без цензуры и возможность ни о чём не думать, а лишь хохотать над увиденным, становится настолько лёгкой и желанной потребностью, что можно попросту ни к чему не прикладывать усилия.

– Я пытаюсь смотреть новые сериалы от «Старта» или прочего, Вить, но как можно засовывать стриптизершам в трусы среднюю омскую зарплату, то есть четыре купюры по 5 тысяч рублей? – недоумевает знакомый тренер по рукопашному бою Олег Михайлович Маковеев. – Идёт обесценивание труда и денег как таковых! Я должен работать год, чтобы несколько раз прийти в клуб, чтобы напиться и поглазеть на женщин в бикини?! Для меня это странно, впрочем, не только для меня. Ну что в столице все мечтают пить в барах и сорить деньгами? Не думаю. Надо не забывать, что Голливуд это страна грёз и ничего больше. Я поздравляю отечественного производителя, который перенял опыт и научился снимать хорошо, завораживая зрителя, но теперь остаётся прививать правильные ценности, иначе нас ожидает деградация и совсем не такая, как это показывают в кино.

– У режиссёра, оператора и актёров нет времени, чтобы долго готовиться и осмыслять показ, поэтому курс взят на коммерцию, – обосновывает журналист и читатель моих рассказов Дмитрий Карин. – Сюжет покупается у литератора-сценариста и сразу обрабатывается с поправкой на массового потребителя. Камеры – недешёвые, картинки-кадры-съёмка – быстрые, ситуации, обыгрывающиеся героями – сложные или наоборот примитивные, до идиотизма, оформление, дизайн, костюмы – броские. Думать ни над чем не следует, потому что нет времени – куплен следующий телевизионный проект. Жизни не хватит, чтобы сейчас пересмотреть все выходящие картины, это не советское время, с цензурой и комиссией.

На тему исследования и вреда от просмотра современных сериалов я успел поговорить с признанным омским писателем, Царствие ему Небесное, Александром Никитичем Плетнёвым. Старый писатель перестал смотреть «серийный выпуск», когда мы стали гнаться за качеством и кассой западного производителя. Всем молодым писателям и читателям, которые были тогда на литературном семинаре в музее им. Ф.М. Достоевского (тогда разбирали мою повесть о бродягах «Ориентир» и роман «Последний рассвет») Александр Плетнёв советовал читать если не классиков, то обязательно современников, чьи работы пользуются интересом у интеллигентного человека. Он советовал обращать внимания на критику выпускаемых произведений, прислушиваться к чутью и обаянию авторов, грамотно анализирующих работы с точки зрения здравого смысла. Не остался в стороне и вопрос, какого критика читать. Читать нужно аналитику того человека, который и сам написал нечто потрясающее, то есть увлекающее вас в дебри размышлений, вдохновляющее на правильные поступки. На один только вопрос Александр Плетнёв ответил неохотно и как будто растерялся: почему современное общество предпочитает ширпотреб толстым литературным журналам. Пожав плечами, писатель сказал, что общество, к сожалению, морально и нравственно слабеет и выход, конечно, есть, но видит его не каждый. Так, значит ли всё то, о чем я говорил, что зрителю и читателю интересен герой – психопат, нездоровый, душевно болеющий?

Так это уже было в любом из романов Ф.М. Достоевского – юбилейные торжества,  посвященные 200-летию со дня рождения великого писателя, только что отгремели по всей стране и миру. Он гениально описал и игромана, и человека, страдающего синдромом Наполеона, и молодых людей, не нашедших себя в быстро меняющемся мире. Может нам надо просто научиться читать классику? Читать и классически её воплощать на экране и театральных подмостках? Как вы считаете?

Автор
Виктор Власов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе