В яблочко эпохи

Вышли книги о легендарных спектаклях Эфроса


Спектакль Эфроса "Чайка" вывел чеховскую пьесу из пространства унылого и безопасного "музея".

Книг, посвященных отдельным спектаклям, в истории театра не так много. В том числе и потому, что не так много спектаклей, достойных книг. Легендарные спектакли Анатолия Эфроса "Чайка" и "Три сестры", поставленные им в театрах им. Ленинского комсомола и на Малой Бронной, книг достойны. Более того - как оказалось, без них наше знание не только о театре Эфроса, но и об эпохе 60-х годов было решительно неполным.

Нонна Скегина, многолетний завлит и сотрудник Эфроса, сделала дело, уникальное по своей просветительской миссии. Подготовив издание трех книг о двух спектаклях Эфроса, она позволила всплыть на поверхность нового века целому материку отечественной культуры и театра. Автором идеи и дизайна всех трех (!) книг стал сын режиссера, известный художник и режиссер Дмитрий Крымов.

Первая книга посвящена первому чеховскому спектаклю молодого режиссера в "Ленкоме" - "Чайке" 1966 года. И называется она "Анатолий Эфрос. "Чайка". Эфрос решительно обновил сам подход к классике. Его спектакль вывел чеховскую пьесу из пространства унылого и безопасного "музея", сделал причастным пугающему и болезненному настоящему. Потому-то режиссера и сняли с должности главного режиссера "Ленкома" и перевели очередным режиссером в театр на Малой Бронной.

В книге собраны не просто все мыслимые и немыслимые материалы, касающиеся эфросовской "Чайки" - переписка, статьи, высказывания... В ней впервые представлены записи самих репетиций легендарного спектакля. Из них лучше, чем из любого учебника, видно, каким был советский театр до и во время Эфроса. Эти записи, сделанные с безупречной точностью и глубиной понимания, вели молодые театроведы Инесса Сидорина и Нелли Пляцковская. Взрывы вдохновения, бездны отчаянья, мысли о трагичности времени, столкновение с рутиной советского театра и попытка ее преодолеть - все видно по этим записям.

Для "Трех сестер", сочиненных Эфросом в театре на Малой Бронной в 1967 году (но как доказывает Скегина - задуманных гораздо раньше), понадобилось целых две книги. В них - полная драматизма документальная история создания и восприятия выдающегося спектакля Эфроса. В первую книгу вошли дневниковые записи 1965-1968 годов, а также - режиссерская разработка спектакля и записи репетиций, откомментированные с исчерпывающей полнотой. Вторая книга ("Судьба спектакля") включает отклики прессы, материалы личных архивов, переписку, показывает жизнь спектакля и построена как хроника - год за годом. Спектакль прожил всего полгода, прошел 33 раза - и канул. Но не исчез, а стал легендой.

Вторая книга - это потрясающая полифония голосов времени (включая восхищенный отклик Шостаковича). Многих пугал тот новый, свободный взгляд на мир и на историю, который отчетливо проявился в спектакле, попавшем в самое "яблочко" эпохи. Советская власть праздновала 50-летний юбилей, но уже слышны были раскаты 1968 года: студенческие волнения, "Пражская весна". Весной 68-го "Три сестры" Эфроса и "Доходное место" Марка Захарова были сыграны в последний раз.

"Чайка", "Три сестры" (CПб.: "Балтийские сезоны", 2011-2012).

Текст: Алена Карась

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе