Взлет

Герберт Кемоклидзе. Сочинения, том 1, том 2. Ярославль «Академия 76», 2019. Руководитель проекта О. Н. Скибинская.

С удовольствием прочитал оба тома сочинений Герберта Кемоклидзе. Особенно заинтересовал Роман «Взлет», связанный с именем нашего земляка, великого поэта Н.А. Некрасова.    Любопытно, что это произведение, пожалуй,   наделено всеми признаками драмы. Оно полностью почти состоит из диалогов, что сначала тяготило, но постепенно я увидел, что именно эти диалоги и движут действие, да так, что не оторваться. Вспомним античную поэтику, Аристотеля (да и Иоанна Златоуста). Трагедия – жанр поэтический, а цель поэзии – внутренняя, в отличие от истории и риторики, направленных на цель внешнюю.


Герберт Кемоклидзе

Внутренняя цель – это образы, созданные воображением автора, обновленно живые, так похожие и одновременно не похожие на исторические прототипы. В этом, своем, и поэзия драмы. Исторические и литературоведческие материалы, известные нам, здесь воспринимаются фоном, на котором развивается действие, как в той же античной трагедии – фоном являются мифы. Не случайно и герои у Кемоклидзе в конце возносятся: улетают все – далеко от земли.

Чем же известный писатель в своем последнем сочинении добился такой обновленности, яркости, свежести? Тем, что иному читателю может показаться странным или незаконченным. За счет полифоничных перескоков во времени, своеобразных повторов, вставок из книги житий святых, например, Нестора и Димитрия Солунских. В одной плоскости персонаж погиб, в другой – оживает в некоей вечности. Время – многоочито, как говорили древние. Вот и во «Взлете» как бы разными очами, из разных измерений показаны герои. Тут можно много говорить, мне лично такая манера письма внутренне понятна, так я написал в 1975 году в Ярославле – свою первую повесть «Медное царство», затем и «Серебряное», ставших началом эпопеи «Заключенные образы». Но для меня тогда это была проба, мне было двадцать пять лет, а для Герберта Васильевича – это, наверно, итог его исканий, опыта всей жизни, что стало, действительно, настоящим «Взлетом» его творчества над временем. Кстати, на то, что метод его тяготеет к драме, было подмечено когда-то еще при его жизни и в статье Ирины Шихваргер «О романе Герберта Кемоклидзе «Салин», опубликованной во втором томе данного издания.

Я написал лишь малую часто из размышлений и впечатлений, вызванных прочитанными двумя томами. Они освежили душу. Без сомнения – работа, проделанная Ольгой Скибинской и всеми участниками этого проекта – событие не только в культурной жизни нашего края… Но, «кладу перо», как говаривал И.С. Тургенев, заканчивая письма.

Николай СМИРНОВ, член Союза российских писателей.

г. Мышкин.

Автор
Николай СМИРНОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе