Их любимые ленты находятся заведомо на периферии общественного внимания. Однако именно среди них время от времени обнаруживаются шедевры для тех, кто видит в кино не только разного рода мейнстримы — фестивальный, кинотеатральный, телевизионный, но и те направления роста, которые, быть может, ведут к великим достижениям или хотя бы навсегда останутся жемчужинами оригинальности в искусстве. Что-то признают классикой, что-то позабудут, а потом, возможно, вспомнят с восхищением.
"Инкогнита", Михаил Пандурский, 2012
Фото: ММКФ
Технологически эта программа организована по-другому, чем остальные. В малом — как раз "для избранных" — зале кинотеатра "Октябрь" на 49 мест фильмы показываются в оригинале, с английскими субтитрами и без русского перевода.
Русский текст будет только в отечественной картине Александра Монтова "День", которая уникальна хотя бы потому, что создана слепыми про слепых, про то, как проходит один день их обычной жизни. Это реализация давней мечты итальянских неореалистов и не первый случай появления такого экспериментального фильма в рамках ММКФ. В 2001 году в конкурсе уже были венгерские "Слепые" Петера Тимара — картина аналогичного содержания со специальной системой озвучки: для незрячей аудитории в наушниках описывалось действие. К сожалению, в малом зале "Октября" такой возможности не будет.
Зритель увидит японскую картину "Огонь в горах", построенную на абсолютном художественном минимализме. Режиссер Хироси Тода — мастер, высоко почитаемый в Японии, где каждая его работа становится сенсацией в узких кругах знатоков прекрасного.
Северокорейская картина "Желание" сделана в традиционном для этой страны ключе — однозначные смыслы и абсолютно бесспорные сюжетные ходы. Меня кино Северной Кореи всегда покоряет своими уникальными бесхитростностью и откровенностью.
Совместная российско-болгарская картина "Инкогнита" Михаила Пандурского представляет экспериментальное направление в кино юго-восточной Европы и особо ценна для нас как пример сотрудничества со странами, некогда входившими в состав "социалистического лагеря", а ныне являющимися частью Евросоюза.
Наконец, главной сенсацией программы, безусловно, станет фильм "Цезарь своими руками" Пола Скулмана — южноафриканский (при участии Великобритании и Канады) ответ братьям Тавиани с их фильмом "Цезарь должен умереть", который завоевал главный приз Берлинского кинофестиваля. В обеих лентах пьесу Шекспира ставят в тюрьме заключенные. Создатели южноафриканской картины столь высоко оценили приглашение в официальную программу фестиваля класса А, что решили приехать большой группой и созвать специальную пресс-конференцию. Поэтому картина будет показана два раза: один из них — специально для прессы, но в том же зале на 49 мест.
Кирилл Разлогов
Коммерсантъ