Ад как антикризисная мера

Теория ужаса 

Американский режиссер Сэм Рейми, специализирующийся на фильмах ужасов и снявший трилогию про Человека-паука, создал новую картину - «Затащи меня в ад». В этой ленте все построено на страхах, с которых долго не счищали пыль более чем семидесятилетней давности, но эти страхи глубоко укоренены в коллективном бессознательном зрителя. 

Великая депрессия 1930-х годов потрясла устои американского государства, подкосив часть своих граждан не просто в фигуральном смысле. Безработица в 1933-м достигла 25%, доселе считавшиеся образцовыми граждане стреляли в представителей власти, некоторым виделся призрак коммунизма. Общество, веками жившее по христианским заповедям, трансформировало обрушившиеся на себя беды в доступных для своего понимания формах, в том числе нашедших выход в кинематографе, пережившем в те времена подъем. 
Дэвид Дж. Скал в своем исследовании о хорроре связывает появление зомби в фильмах начала 30-х с армией безработных. Исследователь указывает на схожесть походки у живых мертвецов с потерявшими достоинство людьми, стоящими в очередях за бесплатным питанием. Также Скал характеризует героя Бела Лугоши из фильма «Белый зомби», как «зеркало всеобщей депрессии». В 1939-м году выходит роман Джона Стейнбека «Гроздья гнева», ставший хрестоматийным по теме Великой депрессии, название которого в христианской традиции означает божье наказание за развратность нравов. Спустя семьдесят лет режиссеры Голливуда продолжают связывать 30-е с активизацией темных сил. Главный герой фильма «Нефть» вылезает из шахты со сломанной ногой, словно дьявол из преисподней, становится могущественным в период Великой депрессии и тогда же убивает своего врага – пастора. 

Сэм Рейми в своей новой картине продолжает традицию демонизации сил, в данном случае работников финансового поля, по мнению населения, ответственных за наступление трудного времени. 

Молодая девушка Кристина работает в банке, в отделе предоставления кредитов. Однажды к ней приходит старая женщина, которая просит отсрочить выплату по ипотеке дома. Неуступка со стороны банка означает для неё – цыганки с фамилией Гануш – насильственное выселение. Старуха готова погасить задолженность позже, после того как решит проблемы со здоровьем. Но Кристина отказывается предоставить отсрочку, уже третью на тот момент, и это согласуется с правилами банка, нарушать которые из-за клиента девушка, думающая о карьере, не хочет. Но цыганка после испытанного ей унижения не остается в долгу, она проклинает Кристину. Девушке начинает мерещиться злой дух, который превращает её жизнь в кошмар. Экстрасенсы, к которым обращается за помощью Кристина, пробуют различные способы снятия порчи, но это не помогает. Ситуация осложняется тем, что девушке отмерено лишь три дня до того момента, когда демон заберет её в ад. Цыганка же умирает, перечеркнув этим возможность простить банковскую служащую, сняв порчу. Остается последний выход – подарить кому-нибудь проклятый предмет, владельцем которого являлась Кристина, чтобы злой дух забрал вместо нее другого. Девушка решает вернуть этот предмет – пуговицу – обратно цыганке, для чего разрывает могилу на кладбище. Однако по ошибке она возвращает мертвой старухе не пуговицу, а монету. На следующее утро злой демон забирает девушку в ад. 

Тема финансового кризиса в ближайшие годы польется на экраны большим потоком, заменив собой такую недавнюю продукцию на тему культа денег и потребления, как «Шопоголик» и «Интернэшнл». Кино достаточно инертно в своем предмете, и сценаристы пока только оформляют новоиспеченную тему в сюжеты будущих картин, выждав какой-то срок и заодно удостоверившись в её стойкой актуальности. 

«Затащи меня в ад» не является стопроцентным фильмом на тему финансового кризиса, но он затрагивает в своем содержании те процессы, которые в итоге к нему и привели. По анализам финансистов, одним из главных факторов сегодняшней плачевной ситуации стал кризис невозврата долгов по ипотечным кредитам в США. Ещё в 2006-м невозвраты долгов в этой сфере достигли 13%. Так как среднестатистическая американская семья меняет город как место жительства каждые семь лет, то рынок ипотечного кредитования более чем существенен для экономики. В том же 2006-м общая сумма ипотечных облигаций была 6 триллионов дол. при государственном долге 8,8 трлн. дол. При этом получить кредит на жилье, в отличие от стран Европы, в США достаточно легко. Вкупе с агрессивной рекламой, борющейся за привлечение клиентов, и сулящей горы прибыли от последующей перепродажи, так как цена жилья постоянно росла, ситуация привела к тому, что образовались пирамиды, которые неизбежно должны были однажды рухнуть. 

В 2005-м почти половина оформивших покупку дома по ипотеке не имела средств на выплату первого взноса. Сейчас ситуация осложнилась тем, что цены на жилье упали, а заемщики платят по старым ставкам, порой значительно превышающим нынешнюю коммерческую стоимость жилья. В итоге, на фоне увеличения уровня безработицы, все больше жителей оказываются перед фактом выселения из собственных домов. Банки, при этом, могли бы уменьшить процентные ставки по кредитам, но они на это не идут, надеясь в числе прочего на государственные дотации. 

Старуха-цыганка из фильма Рейми – это обобщенный образ заемщика по ипотеке, испытывающего временные трудности, гипертрофированно апеллирующего к милосердию и наделенного отталкивающей внешностью и повадками. Предельно политкорректно выбрана национальность, в данном случае она прибавляет уважения к персонажу – цыганам в хрестоматийном представлении не характерна оседлость. Банковская служащая вполне могла продлить срок выплаты кредита, чем она успешно и занималась, но в отношении крупного предприятия, для которого Кристиной была разработана специальная схема реструктурирования задолженности. Желание помочь крупному бизнесу, но не простому гражданину-заемщику – одна из важных сторон банковской сферы, демонизируемая в картине. Подобное восприятие населением процессов в финансовой области бытовало и в 30-е годы. Тогда люди считали, что за Великой депрессией стоит крупный капитал, обогатившийся на общем горе. Такая точка зрения, кстати, обозначена в другом новом фильме – «Джонни Ди». Главный герой – грабитель банков Джон Диллинджер (Джонни Депп) – обретает популярность на основе того, что, якобы, мстит им за наживу на людях. В одном из эпизодов, человек, случайно оказавшийся в момент преступления в банковском помещении, выкладывает перед грабителем свои деньги. «Я не отнимаю ничего у простых людей. Я беру только у банков», – парирует Джон Диллинджер. 

В картине Рейми очень тонко обозначена тема Великой депрессии и её связь с событиями, происходящими в настоящем. Связующим элементом служит монета 1929 года, обнаруженная Кристиной в банковском хранилище. То, что эта монета хранилась в банке со времени начала Великой депрессии, говорит о том, что банк выжил после этого разрушительного процесса. Как известно, в то время банки банкротились тысячами и остались только самые хищные, которым позже народная молва приписала роль зачинщиков кризиса, попутно обогатившихся на общем горе. Монету Кристина передает своему молодому человеку, сыну богатых родителей. Девушка, вышедшая из низов и отвергнувшая связи с семьей, своим жизненным путем и карьерой старается заслужить право стать невестой своего молодого человека, а также соответствовать в будущем уровню его круга. 

Монета, будучи перепутана с проклятым предметом – пуговицей, несет в себе ту же темную составляющую, так как на ней, сохранившейся в хранилище после Великой депрессии, жизни тех же безработных, кончавших жизнь самоубийством, будучи не в состоянии платить за квартиру в начале 30-х. Попытка возложить ответственность за злодеяние на старуху, вернув ей проклятый предмет, превращается в акт передачи той монеты 1929 года. С точки зрения банковской этики, можно посчитать, что долг возвращен, но какой толк от этого мертвой старухе? 

Перед сошествием в ад Кристина говорит своему молодому человеку: «Я могла продлить кредит. Но я поступила по-другому. Это было моё решение». С точки зрения устава банка, всё было по букве, но с точки зрения человеческой этики – все привело к аду. Собственно, на разногласии двух этих этик фильм и был построен. Никто и не утверждает, что банкиры попадают в рай.

Алексей Юсев

Russian Journal
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе