Ангел в «Зеркале»

X Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского показал, что у творчества режиссера по-прежнему много последователей.
Гран При «Зеркала» получил фильм «Темный зверь»


В расписании форума, завершившегося в Ивановской области, значилось несколько программ авторского кино, в том числе "Тарковский. Контекст". Кульминацией этого раздела стал снятый в стилистике "малых голландцев" фильм нидерландского режиссера Густа Ван дер Бергена "Люцифер" - о том, как падший ангел по пути с небес на Землю обнаружил земной рай и обустроил его по собственному вкусу.

Учитывая, что Тарковский имел к небожителям непосредственное отношение ("Человек, который видел ангела", — гласит надпись на его могиле), трудно выбрать более уважительное приношение.

— Мы пытаемся коррелировать значение Тарковского, чтобы он не перешел в абстрактные мифы, а продолжал все время быть связанным с русской культурой. Каждый год у нас много интересных фильмов со всего мира. Как правило, это молодые режиссеры, для которых имя Тарковского много что значит, — сказал «Известиям» президент фестиваля Павел Лунгин. 

В основном конкурсе было представлено 10 работ из  Казахстана, Киргизии, стран Балтии, Колумбии, США, Чехии, Бельгии, Франции.  Все ленты обстоятельны, сняты с любовью к деталям и неудобны для восприятия. Смотреть их надо, предполагая определенный дискомфорт. Но тут ничего не поделаешь: искусство - зеркало жизни.


Фото пресс-службы фестиваля


"Если мир в порядке, в гармонии, он не нуждается в искусстве. Можно сказать, что искусство существует лишь потому, что мир плохо устроен", — писал Тарковский.  

Все фильмы конкурсной программы - о плохом устройстве мира. Речь может идти о глобальной несправедливости, когда жизни людей корежит идеологическая система ("Рассвет" латышки Лайлы Пакалныня) или война - как в фильмах бельгийца Питера-Яна де Пюе и колумбийца Фелипе Герреро (соответственно "Земля просвещённых" и "Темный зверь"). Работа Герреро показалась жюри наиболее убедительной — картина удостоена Гран При фестиваля.

Плохое устройство может быть в селении ( "Чума в ауле Каратас" казаха Адильхана Ержанова), в семье ("Детство лидера" британца Брэди Корбета) и, наконец, в отдельно взятой голове, как в самом шокирующем фильме конкурсной программы  — "Я, Ольга Хепнарова". 


Фото: kinopoisk.ru


Лента рассказывает о юной жительнице Праги, направившей грузовик в толпу на автобусной остановке и тем самым отомстившей миру за равнодушие. Режиссеры Томаш Вейнреб и Петр Казда сняли картину на основе подлинных событий начала 1970-х годов, в черно-белой "хроникальной" стилистике тех лет. Главную роль сыграла польская актриса Михалина Ольшанска, чья карьера по завершении съемок резко пошла на взлёт. 

Правда, чёткой авторской позиции  в отношении мотивировок героини ни у актрисы, ни режиссеров нет. Что движет Ольгой — неуправляемая шизофрения или ненависть человека, контролирующего свои действия, — из контекста фильма неясно. Авторы пояснили, что окончательное решение остаётся за зрителем. Что касается пражского суда, то он выбрал второй вариант и приговорил Ольгу Хепнарову к смертной казни. 

Мой выбор — удостоенные приза «За лучшую режиссуру» остроумные и ностальгические "Радиогрезы" живущего в Лондоне иранца Бабака Джалали. Это единственный фильм конкурса, где ни один кадр не обходится без юмора. Хотя в самой истории веселого мало. 


Кадр из фильма Радиогрезы


На маленькой радиостанции в Сан-Франциско работают эмигранты из Ирана, вещающие для иранской же аудитории. Программный директор Хамида (Мохсен Наджу) на родине был известным писателем, а на чужбине вынужден брать интервью у победительниц конкурса красоты и физически страдать, слушая заполняющие паузы идиотскую рекламу. 

Специальный сюрприз для любителей музыки — присутствие в фильме Ларса Ульриха из "Металлики", выдающего искрометное соло на ударных, и наша "Катюша", вдохновенно напетая Мохсеном Наджу, который на родине имел славу иранского Боба Дилана. 

— Я родился и вырос на границе с Туркменистаном, смотрел советское телевидение, которое было намного лучше нашего. От него и любовь к русским песням, — пояснил режиссёр.  

Фестиваль охватил города Ивановской области — Иваново, Плёс, Кинешму, Родники, Шую, Юрьевец. Последний, где Тарковский родился и провёл детство, традиционно стал местом паломничества гостей и членов жюри.  


Фото пресс-службы фестиваля


У дома-музея прибывших встречали представители местной власти и девушки из местной студии моды в фантазийный костюмах на тему "Соляриса". Члены жюри во главе с Йосом Стеллингом рассказали о любви к Тарковскому, посадили кусты сирени и ударили в колокол, всплывший из колодца.  


Фото пресс-службы фестиваля


Наибольшим успехом у мастеров камеры пользовался Арсений Тарковский, старший сын режиссёра. Тарковский-младший очень похож на отца как лицом, так и точностью формулировок. На фестивале он всего второй раз — приехать уговорила тетка, Марина Тарковская, которой на церемонии открытия вручили специальный приз за вклад в сохранение наследия брата. 


Фото пресс-службы фестиваля


— Ну а чего сюда часто мотаться? Работать надо, — резюмировал Арсений Андреевич, работающий хирургом в Отделе хирургии сосудов научно-исследовательского Центра Первого МГМУ им. И.М.Сеченова. 

Разгар фестиваля действительно пришелся на рабочие дни, что не помешало труженикам Ивановской области посещать залы кинотеатров. Некоторые жители Плеса, где жили гости и работало жюри, сетовали, что раньше фильмы показывали на набережной, а сейчас хорошую традицию упразднили. 

Генеральный продюсер "Зеркала" Алексей Боков пояснил, что дело не в недостатке финансирования (хотя средств, понятно, всегда не хватает), а ... в комарах. Вечером на волжском берегу так много насекомых, что публика, независимо от интереса к фильму, разбегается.


Фото пресс-службы фестиваля


— А в целом мы довольны посещаемостью, — отметил генпродюсер. — Тот же плесский дом-музей Левитана во время наших мероприятий полон, и в кинотеатрах других городов заполнямость высокая.

Вскоре один из разделов фестиваля вообще не будет связан с такой  отягощающей процедурой, как аренда кинотеатров. В планах организаторов - фестиваль Тарковского онлайн (Тarkovskyfestonline). По словам Алексея Бокова, в этом формате основные критерии для жюри  — авторская идея и уровень её воплощения. Технические требования минимальные, все остальное   — свобода решений художника.

Интервью президента фестиваля «Зеркало», народного артиста России Павла Лунгина читайте в ближайшем номере «Известий».
Автор
Светлана Наборщикова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе