Советская уфология
Вопреки советам Сергея Малинковича (лидер "КПЛО") зрители не свистели, не улюлюкали, а мирно жевали поп-корн и хихикали в смешных местах. Я тоже хихикал. Мне вообще фильм понравился. Уже с первых кадров, когда ледяные советские отморозки расстреливают патруль и проникают на военную базу в Неваде, когда из машины выходит Она - полковник Ирина Спалько, доктор исторических наук, любимица Сталина и любительница паранормальных явлений, когда она, не сумев прочитать мысли Джонса, предлагает солдатам достать информацию из его головы "классическим методом", по-советски - о господи, я испытал настоящий патриотический восторг. Пусть Генри Джонс ловчее и расторопнее наших солдат, зато в советских бронетранспортерах можно сигать с 20-метровых водопадов, пусть Индиана может найти общий язык с индейцами - мы можем убить их всех, пусть Индиана Джонс корешится с инопланетянами - Ирину Спалько они вообще заберут к себе в 12-е измерение.
Полковник Ирина - это вообще отдельная песня. Такая вариация на тему "фашистской стервы" - коммунистическая железная леди без страха и упрека: "Я доктор исторических наук. Я Герой Социалистического Труда. Знаете, почему я добилась таких успехов, профессор Джонс? Потому что я много знаю. И хочу знать еще больше". Американцы, конечно, не могли удержаться и довели этот образ до абсурда, снабдив Ирину шпагой и некоторыми чертами профессора Трелони (специалист по прорицанию из "Гарри Поттера"). Больная на голову чудачка верит в инопланетян, в то время как американец-прагматик Джонс верит в Бога и не мешает науку с религией. Кто был прав в этом споре, становится ясно в прекрасных последних кадрах: огромная летающая тарелка уносится в небо и уносит с собой инопланетян, которым доблестный Джонс вернул-таки хрустальную черепушку. Всегда было немножко обидно, когда в голливудских фильмах изображался стильный, гламурный национал-социализм, наконец-то весь мир увидит, что и у нас были властные ледяные брюнетки в военной форме и расчеловеченные отморозки, готовые убить все живое во имя прекрасной идеи. Почему немцы могут расслабиться и получить удовольствие, глядючи кино про Гитлера и фашизм, а мы сразу ищем во всем обидный смысл? Ну да, в Германии ведь нет официальной нацистской партии?
Фильм наконец-то популяризовал миф о "советском оккультизме". Шуточки про "арктический рейх" уже порядком надоели, а тут эдакий сочный коктейль в духе Рерихов: летающие тарелки, коммунизм, гуманоиды, Сталин, сверхчувственные способности, материалистическое естествознание, махатма Ленин? Отрадно, что этот набор благоглупостей интересен кому-то еще, кроме дьякона Кураева, известного борца с "сатанизмом для интеллигенции".
Я не знаю, как устроена идентичность у советских патриотов, которых "оскорбляет" этот фильм. Вообще, что их конкретно раздражает: что русские не вполне хорошие или что русских победили? Что они оказались менее крутыми, чем американцы? Если второе, то это слишком уж инфантильно. Если первое - это ханжество. Никто не хочет быть хорошим и добрым. Все хотят быть империей зла: евреи обожают читать про "сионских мудрецов", гомосексуалисты про "голубое лобби", а каждому советскому человеку знакомо сладкое чувство собственной значительности, когда красные злодеи из голливудского боевика изобретают супероружие, инвестируют миллионы долларов в международный терроризм и вообще репрезентируют себя как "реально плохих парней". Кощей Бессмертный как-то интереснее Красной Шапочки.
Характерно, что создатели фильма даже секунды не задумались над тем политическим контекстом, в который он оказался вписан. "Мне совершенно все равно, с кем сражаться, с русскими или с инопланетянами", - заявил Харрисон Форд, кстати, как и большинство голливудских суперзвезд, имеющий русские корни. Ну да, а в недавно освободившейся от колониального гнета Украине фильм дублирован так: английский - это украинский, а украинский - это чистейший русский (на самом деле Ирина Спалько - из восточной Украины, и акцент у нее соответствующий). Еще там, по слухам, слово "советский" везде заменено на "российский". Особого упоминания заслуживает беспокойство левых насчет искажения исторической правды в головах тупой молодежи. Мне кажется, любой, кто хоть как-то пересекается с современным молодым поколением от 12 до 25 лет, понимает всю иллюзорность и смехотворность этого традиционного пункта в дебатах об американских фильмах. Любому очевидно, что молодые люди смотрят MTV и голливудские фильмы, подъедаются в "Макдональдсе", но при этом люто ненавидят Америку. Каждый наезд на "русское" и "советское" всегда регистрируется и высмеивается. Антиамериканизм российской молодежи - прямое следствие ее лояльной аполитичности. Ведь дискурс российской власти был и остается латентно-антиамериканским.
Коммунисты, инопланетяне и Эльвира Набиуллина

Читая заявления коммунистов в прессе, можно расценить эту риторику как унылый охранительный маразм. Однако, зайдя на сайт этой "партии", насчитывающей в своем составе 500 человек, и прочтя тексты, посвященные "Джонсу", я понял простую вещь: ребятки прикалываются. Это самый обычный молодежный стеб над всем на свете плюс веселый пиар на всю Америку (достопочтенные граждане даже стали присылать русским левым письма поддержки, где извинялись за свою непутевую нацию: "Не все американцы такие!"). Вот, скажем, отрывок из письма коммунистов Харрисону Форду: "Что до госпожи Бланшетт, то актрис такого уровня подготовки у нас даже в массовку не возьмут, уж прости за откровенность, Кейт, но вы, Форд - другое дело. Раньше российский кинозритель любил вас за несколько серьезных киноработ. Однако более у вас нет будущего в России. Прямо говорим - лучше вам сюда не приезжать, битым будете, оплеванным". Там и про Анжелу Дэвис есть, и про иракских женщин. И финал прекрасный: "Со временем Американская киноакадемия лишит вас "Оскаров" за пропаганду войны, насилия, за попытку настроить против России даже инопланетян, сражающихся в вашем фильме на стороне империализма, что просто смехотворно". Или вот позавчера лидер питерских коммунистов "дал Спилбергу последний шанс", потребовав переснять фильм. В правильной версии Джонс первую половину фильма сражается с коммунисткой Спалько, а потом они объединяют свои силы и вместе берутся за агрессивных гуманоидов: "Необходимо ввести в сюжетную линию участников кубинской революции, показать интерес диких племен к социальным преобразованиям и национальной политике в СССР. Один из индейцев пусть в финале отправляется вместе с Ириной в Советский Союз, на учебу".
На дураков не обижаются

Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа
Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull
Режиссер Стивен Спилберг
В ролях: Харрисон Форд, Кейт Бланшетт, Джон Херт, Рэй Уинстон, Шиа ЛаБеф, Карен Аллен, Эндрю Дивофф.
США, 2008, 140 мин.
Сайт: www.indianajones.com