Авторское в своих правах

Год международных удач российского кино.
Российское авторское кино (включая фильм «Разжимая кулаки» Киры Коваленко) в этом году проторило дорогу к международному признанию
Фото: Пионер


Уходящий год останется в истории нового российского кино — во всяком случае, его фестивального и артхаусного сегмента — как один из самых успешных. 

Этот достойный удивления факт комментирует Андрей Плахов.


Удивляет этот факт потому, что все сопутствующие обстоятельства работали как раз против. Российское кино уже давно (примерно после негативной реакции в верхах на фильм «Левиафан») развивается в условиях закамуфлированной, но весьма жесткой цензуры. Отчасти в связи с этим, а также с другими неблагоприятными обстоятельствами давно не было премьер новых фильмов самых значительных режиссеров наших дней — Александра Сокурова и Андрея Звягинцева. Социально критические проекты перекочевали из области кино на территорию сериалов, но в заметно смягченном виде. Вот уже два года длится пандемия, создавая невиданные трудности для кинопроизводства. И, однако, кинематографический «пациент» скорее жив, чем мертв и даже проявляет признаки немалой креативности.


Почти на всех крупных международных фестивалях 2021 года наши фильмы участвовали в конкурсах и были отмечены призами жюри — вопреки и политической, и культурологической конъюнктуре, согласно которой Россия никак не входит в число модных территорий.


«Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова достойно соревновались в Канне, «Герда» Натальи Кудряшовой и «Медея» Александра Зельдовича — в Локарно, «Капитан Волконогов бежал» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова — в Венеции: это если говорить про основные конкурсы. Играющая главную роль в «Герде» Анастасия Красовская признана в Локарно лучшей актрисой, а оператор «Петровых в гриппе» Владислав Опельянц отмечен призом каннской технической комиссии.

Особенно успешным было участие российских картин в параллельных конкурсных программах, а они сегодня часто не уступают по уровню основным. В каннском «Особом взгляде» показали «Дело» Алексея Германа-младшего и «Разжимая кулаки» Киры Коваленко, причем последний фильм выиграл главный приз этого престижного конкурса. История повторилась в Карловых Варах, где «Нуучча» Владимира Мункуева была награждена главным призом конкурса «К Востоку от Запада», а затем в Сан-Себастьяне: Лена Ланских с фильмом «Ничья» победила там в конкурсе «Новые режиссеры». Вдобавок «Обходные пути» Екатерины Селенкиной отмечены призом в рамках венецианской «Недели критики».

Многие из перечисленных картин спроектированы и поставлены в копродукциях с другими странами, что тоже приятная неожиданность в эпоху усугубляющейся изоляции.


Самый успешный из таких совместных опытов — финско-эстонско-российско-немецкое «Купе номер 6» Юхо Куосманена, снятое в России с участием продюсера Натальи Дрозд и нескольких наших актеров.


Этот фильм получил в Канне вторую по ранжиру награду — Гран-при жюри, а потом был выдвинут на премию Американской киноакадемии от Финляндии. Там ему пришлось посоревноваться с картиной «Разжимая кулаки», представленной на «Оскар» от России. Причем в той же самой категории — «Лучший фильм на иностранном языке». Так вот, этот язык в «Купе» — русский, а в «Кулаках» — осетинский.

И название, и посыл работы Киры Коваленко во многом символичны. Как символично и то, что Кира — выпускница режиссерской мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете.


В то время как в адрес Сокурова сыплются обвинения чуть ли не в экстремистских призывах к развалу страны, именно он сделал невероятное — запустил целый национальный, точнее региональный, кинематограф, органично влившийся в общероссийский.


Дал художественный голос Северному Кавказу, откуда уже вышли и получили международное признание такие значительные фильмы, как «Теснота» Кантемира Балагова, «Глубокие реки» и «Мама, я дома» Владимира Битокова. Талантливых молодых авторов поддержал продюсер Александр Роднянский. Это уже второй яркий феномен регионального российского кино. Первый, тоже не оставшийся незамеченным в мире — якутский кинематограф, что ни год удивляющий новыми открытиями, именами и фильмами: в этом сезоне такой сенсацией стала «Нуучча».

Сказанное не исключает того, что российская киноиндустрия — как, впрочем, и зарубежные — переживает не самые простые времена. Редуцируется театральный прокат, публика перекочевывает на интернет-платформы, крупногабаритное кино теряет ориентацию в меняющихся параметрах рынка. Парадоксальным образом, однако, артхаусное и авторское кино, самое деликатное и уязвимое, показало энергию сопротивления обстоятельствам — и претворило ее в художественную.

Автор
Андрей ПЛАХОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе