Без тормозов

В прокат вышел фильм Алексея Учителя «Восьмерка» — экранизация одноименной повести Захара Прилепина. Парни из ОМОНа против местных бандитов, нет ни хороших, ни плохих — таков сюжет и повести, и фильма, и эпохи.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО КИНОСТУДИЕЙ "РОК"

Повесть Прилепина «Восьмерка» опубликована относительно недавно. Как получилось, что вы так быстро сняли фильм?

С Захаром Прилепиным мы познакомились несколько лет назад на вручении премии «Нацбест» и с тех пор дружим. У нас была договоренность, что его новые тексты я буду иметь возможность прочитать первым или во всяком случае одним из первых. Так ко мне попала «Восьмерка», которая в то время еще не была издана. Сюжет повести, если его пересказывать, напоминает сериал формата НТВ. Но по прочтении у меня осталось удивительное чувство — не мрачное, а, напротив, какое-то светлое. Меня зацепило, и я предложил Захару: давай попробуем сделать кино.

Почему вы не обратились к более ранним его вещам?

Конечно, есть потрясающая книга «Санькя» — за нее принимались многие, и я в том числе. Я знаю продюсера, у которого были права на экранизацию этой книги. Но он собирался работать с другими режиссерами.

«Патологии» — это совершенно другая стилистика. И, скорее всего, не мое кино. Это очень сильно, мощно, но там, мне кажется, впереди инстинкты, а потом все остальное. В жизни, наверное, так и есть. Но мне это неинтересно.

Прилепин принимал участие в написании сценария?

Захар честно сказал, что писать сценарий не будет, но готов помогать и участвовать в обсуждениях. И я обратился к замечательному сценаристу Александру Миндадзе, с которым мы делали «Космос как предчувствие». Мы не раз встречались — Прилепин, я и Миндадзе, — прежде чем он начал писать. Сценарий довольно сильно отличается от повести. Александр Миндадзе не может писать автоматически, даже чтобы просто перевести чужое произведение в сценарную форму. У него свой взгляд, свое настроение, эмоции, которые, безусловно, вступили в некоторый симбиоз с исходным текстом.

О чем ваша картина?

События в фильме разворачиваются накануне 2000 года. Внешне, конечно, мир с тех пор сильно изменился. Но не отношение людей друг к другу, многие поведенческие черты остались прежними. Герои бурно проживают последнюю неделю уходящего века. Что они в нем оставили, с чем выйдут в новое столетие — это и есть самое интересное.

Если говорить о сюжете, то бандиты и там и там. Со стороны ОМОНа и со стороны криминала. К сожалению, все одинаковы. В маленьком городе молодой крепкий парень, придя из армии, может податься в ОМОН, в бандиты или на завод. Но завод закрыли, значит, выбора нет — в бандиты. Больше некуда. В этом главная проблема.

Но фильм не о бандитах. Даже Буц, главный криминальный авторитет в городе, у нас немножко другой, нежели в повести. По человеческим качествам очень похож, но это уже не вор в законе, а цивилизованный бандит, владеющий предприятием. Конечно, у него есть криминальное прошлое.


Где снималась «Восьмерка»?

Чтобы снять беспорядки на заводе, прописанные в сценарии, мы поехали на знаменитый Кировский в Петербурге. И были потрясены его размерами. Он как промышленный город с улицами, светофорами, памятниками Ленину и Кирову. С одной стороны трубы, жилые дома, с другой — сам завод. И железная дорога с собственными тепловозами!.. Мы собирались поехать, например, в Нижний Новгород, но стало ясно, что больше ничего искать не надо.

В обмен на маленький документальный фильм о заводе мы получили полную свободу: могли снимать круглые сутки, никто нас не ограничивал. Все автомобильные гонки, проезды, авария с поездом, массовые сцены, цеха — все снято там.

Работая над этой картиной, вам приходилось делать что-то совершенно новое, чего вы никогда до этого не делали?

Мне хочется, чтобы каждая моя новая работа серьезно отличалась от предыдущей. В этот раз мы снимали довольно долго, больше четырех месяцев. В картине много трюковых съемок. Тяжелейший кадр, когда железнодорожный состав сбивает машину. К нему мы готовились тщательно и долго. Было много драк, это тоже интересно. По традиции за две недели до съемок мы собираемся творческой группой и читаем сценарий — все имеют право внести поправки, сделать замечания, предложить что-нибудь. И в этот момент проходили тренировки по дракам. Пришел каскадер, представился: «Здравствуйте, я режиссер-постановщик драк». Показал их нам. Выглядело очень красиво: друг через друга перелетают, выписывая какие-то немыслимые траектории… Но в результате все эти сцены мы делали с актерами сами. Потому что тут нужен был не красивый бой, а естественная грязная драка, как в жизни. На этих эпизодах работала полноценная вторая камера.

В иностранном прокате «Восьмерка» называется Break loose («Без тормозов»).

Наш фильм начинается с того, что герою снится странная крутящаяся светящаяся фигура. То ли это восьмерка, то ли знак бесконечности. Как бы второе — образное — название. В англоязычном варианте название звучит как Break loose. Это наше решение: иностранному зрителю слово «восьмерка» будет совершенно непонятно. А давать формальное название, которое просто пропустят и ничего в голове не останется, мне кажется бессмысленным. Либо будут спрашивать, что оно означает. Не хотелось, чтобы так получилось, а название «Без тормозов» по смыслу очень подходит.

Сама машина, «восьмерка», возникает в финале уже как образ. По сценарию и в моем представлении, когда действие завершается, четверка этих ребят должна была бежать по совершенно белому пространству. В картине не так много визуально-образных кадров, но этот мы видели четко.

Абсолютно белый Финский залив. Мы тщательно выбирали поверхность, где никто бы не ходил. Март, лед уже немножко подтаявший. И в этот момент я подумал, что не ребята должны бежать, а наша «восьмерка» ехать — из прошлого века по белому полю без границ. Возникла страшная паника: машины на съемках не было. Ее срочно привезли. Каскадер ехать отказался: опасно. Вызвался актер Саша Новин, который всегда был за рулем. Риск был настоящий — авантюра! И все актеры в машине! Но мы сняли этот кадр.

Прилепин рассказывал, что вы предлагали ему роль Буца. Это правда?

Артур Смольянинов пробовался на роль главного героя — Германа. Захар же по фактуре подходил на роль главного бандита. Мы разговаривали об этом, но конкретного предложения не было. Что касается серьезных ролей, я считаю неправильным работать с непрофессиональными актерами.

Захар снялся в небольшой роли водителя частного такси и, кстати, поразил меня своим скорее комедийным талантом. Здорово! Но он не первый раз перед камерой.

Вас не смущало, что тема ОМОНа у нас крайне политизирована?

Смущало.

Визуально, сама форма…

Смущала… Я дам очень простой ответ. Не помню, сколько лет Прилепин провел в ОМОНе, но если такой человек там был, то мне кажется, все возможно. Раз он прошел через это и пишет не только об отрицательных вещах, я думаю, это имеет право быть показанным в кино. Другой вопрос, что я не делаю акцент на этой теме.

В чем еще заключалось участие Прилепина в картине?

Захар принимал активное участие в подготовке, что случается редко. Две недели мы сидели вместе, работали, привыкали. Для меня было важно, чтобы он находился рядом, иногда мы совпадали в мнениях иногда спорили. Мы долго выбирали героев. Героиню, Аглаю, особенно долго. Я показывал Захару пробы. На двух он присутствовал сам. Мне интересно было наблюдать реакцию человека, который знал героиню: у нее есть реальный прототип. Сыграла ее дебютантка Вильма Кутавичюте. Потом, на озвучании, Захар давал рекомендации по тексту. Мы даже просили его дописать какие-то вещи, чтобы они были в его стиле. И в некоторых репликах, которые звучат за кадром, этим воспользовались.

Вильма говорит с акцентом?

Для меня произношение Вильмы не акцент, а говорок. В провинции, и не только в провинции, часто говорят неправильно. Вы думаете, что это акцент, только из-за ее имени.

В «Восьмерке» почти нет звезд. Исполнители главных ролей — малознакомые или даже совсем неизвестные актеры. Но вы сделали исключение для Ирины Пеговой. В свое время вы пригласили ее в «Прогулку», фактически это стало для нее дебютом.

В «Восьмерку» я позвал ее на малюсенькую роль. Так она, появившись на тридцать секунд, сразу уложила всех на лопатки — их не видно и не слышно было. Пришлось тушить это! Я взял ее в «Восьмерку» еще и потому, что у нее дочка нужного возраста. Не надо никого дополнительно искать. Кстати, с дочкой Пеговой мы намучились больше всего. Она не слушалась и постоянно убегала.

Кому вы показали фильм раньше других?

Прилепину. Он специально приехал в Питер, в монтажную на студии документальных фильмов, где я всегда работаю. Честно скажу, я ждал, что отдельные эпизоды или трактовки могут ему не понравиться. Помню, Захар посмотрел и вышел. Я думал, сейчас произойдет самое худшее… Но он сказал, что картина произвела на него сильное впечатление. Во всяком случае он принял ее полностью. Захар выделил одну фразу, связанную с милицией, сказал, что ему не хотелось бы, чтоб она звучала. Герой Артура Смольянинова говорит: «Моя милиция меня бережет». Почему-то на эту фразу Захар обратил внимание. Но он смотрел картину еще голую, без звуковых эффектов. Когда же он увидел все целиком, то и эту фразу принял.


Каков Захар Прилепин в личном общении?

Я не очень знаком с ним в быту, хотя мы выпивали по рюмке. Когда он выступает, может сложиться ощущение, что в нем уживаются несколько людей.

Вы когда-нибудь спрашивали, в кого он стрелял в Чечне?

Нет. Это сложная тема. Если бы он не убивал, то, возможно, не написал бы такое произведение, как «Патологии». Конечно, это заставляет задуматься, но мне кажется, что на войне… Здесь разные аспекты… Есть мерзкие вещи, когда ты применяешь силу к беззащитному и мирному, в других же случаях, если ты в военной форме и давал присягу, тебя посылают на войну и могут убить в любую секунду, это скорее самооборона. Как правило, все они идут на войну по материальным причинам, у них есть семьи, которые надо кормить. На зарплату не проживешь. Я слышал это от реальных омоновцев, не от Захара. Наоборот, они ждут этих командировок.

Планировалось, что прокатом «Восьмерки» будет заниматься Bazelevs. Но картину все-таки представляет новая компания DreamTeam. Что произошло?

Хотя материал непростой, мы хотим показать «Восьмерку» довольно широко. При этом бесполезно приходить к прокатчику, дистрибьютору, не имея телеканала и финансирования, иногда превышающего стоимость самого фильма. Точнее, его размер может определяться по-разному, но деньги обязательно должны быть. Иначе о тебе никто никогда не узнает. А если и узнают, то очень немногие. Государство выделяет огромные деньги на производство фильмов и крайне мало на прокат. Bazelevs, и в частности Тимур Бекмамбетов, посмотрел картину. И, как мне показалось, она их заинтересовала, раз они сделали нам предложение о прокате. Это была их инициатива. Но в какой-то момент я понял, что все-таки мы придаток. Если бы это была чисто дистрибьюторская контора, то, наверное, мы бы продолжали сотрудничество. Но они производят свои картины и в первую очередь думают о прокате своей продукции. Мы во втором эшелоне. Когда я это понял, мы решили по-дружески, никого не обвиняя, расстаться. Новая же компания DreamTeam работает с большим энтузиазмом, ориентируется на российское кино, и к тому же мы были одними из первых в их рейтинге. Но наш прокат непредсказуем. Посмотрим.

Чего вы ждете от международного проката?

Международный прокат зависит прежде всего от фестивальной политики. На этот раз мы решили отказаться от участия в большом количестве кинофорумов. Приходит много приглашений, но, естественно, есть три главных фестиваля: Берлин, Канны и Венеция. В Венецию, честно говоря, нас не взяли. И мы приняли решение не дожидаться Берлина, а отдать фильм в Торонто, потому что канадский фестиваль сейчас, по мнению многих продюсеров, режиссеров и компаний, второй по значению после Канн. Это колоссальнейший фестиваль. На нем, правда, вручают всего один приз, но приезжает много звезд и показывают большое число фильмов. Туда очень трудно попасть. Для прокатной судьбы картины он имеет первостепенное значение. Хотя в канадском смотре я участвую не первый раз: там были и «Космос…», и «Прогулка». Мы решили пойти по такому пути. Очень важно, что у нас появился агент по продажам. И какие-то контракты он уже заключил. Но российские фильмы не особо востребованы в кинопрокате.

Если бы сейчас вы получили права на роман «Санькя», взялись бы за работу над ним?

Не знаю. У меня много других планов. В прошлом году я познакомился с замечательным писателем Александром Тереховым. И сейчас мы работаем с ним над сценарием моей следующей картины — «Матильда Кшесинская». Мы столкнулись с проблемой: можно ли биографию балерины превратить в фильм-триллер? Как сделать материал интересным? Один американский сценарист, номинант на «Оскара», которому мы отправили вариант сценария, ответил: замечательное фэнтези! Сейчас он прочитал несколько книг о Кшесинской и пишет: так это же все правда!

Так о чем же будет эта картина? Фильм о романе Кшесинской и императора Николая II?

Сценарий долго не получался, потому что все писали только про Кшесинскую. И лишь сейчас произошло смещение акцента в сторону Николая II. Когда мне предложили снимать «Матильду», я засомневался. Из-за «Мании Жизели» это получался как бы повтор… Когда-то, уже довольно давно, мы с Дмитрием Соболевым попытались написать историю о трех днях из жизни Николая II перед отречением. Это сыграло свою роль. Я согласился, только теперь все сведено к двум дням: коронации и отречения. Но самого отречения в картине нет. Зато есть определенная доля вымысла. Известно, например, что перед отречением к Николаю приехала его мать Мария Федоровна и они несколько часов говорили вдвоем на станции. О чем? Можно предположить что угодно. Она отговаривала его подписывать? Или, наоборот, убеждала подписать? Миллион версий может быть, миллион!

Николай II привлекает вас как личность?

Очень. Я считаю и попытаюсь в этой картине убедить всех, что устоявшееся представление о Николае как о человеке слабом, безвольном, разрушившем страну, абсолютно неверно. Это был умнейший, образованнейший человек. Он никогда не кричал, делал все интеллигентно тихо, может быть, слишком тихо. Страна в 1913–1914 годах была первой в Европе по всем экономическим показателям, чего никогда не было в истории России. Рубль был самой крепкой и котируемой валютой. США отставали от нас по росту ВВП. А его умение подбирать людей, того же Столыпина?.. В мировой войне он выигрывал первые два года, оставалось совсем немного, и он бы победил. Не говорю уже про его скромность и многое другое… (Алексей Учитель предлагает довольно вольную трактовку истории. — «РР».)

В прессе писали, что в картине может принять участие Кира Найтли.

Переговоры с ней продолжаются, но мы не можем предоставить окончательный вариант сценария, а это тупик. Потому что, если нет сценария, актриса не может окончательно оценить качество роли, которую мы ей предлагаем.

Кто помимо Киры Найтли претендует на эту роль?


В последней «Анне Карениной» помимо Киры Найтли мне понравилась также Алисия Викандер — она играет Китти. Молодая шведская актриса, которая начинает сниматься в Голливуде. Мне кажется, она талантливая и интересная. С ней мы тоже ведем переговоры. И она была вроде как готова, но занята до сентября. А мы не можем ждать. Хотя ее я бы утвердил быстро и без долгих раздумий.

Картина будет совместной?

Фильм станет совместным, если мы пригласим западную актрису уровня, скажем, Киры Найтли. Но мы не преследуем такой цели. Совместно — означает обречь себя на некоего продюсера, который будет отстаивать что-то свое. А я и «Рок» (кинокомпания Алексея Учителя. — «РР») создал для того, чтобы быть предельно свободным от кого-либо. Мне это всегда помогало. В дополнительном финансировании, тоже редчайший случай, мы пока не нуждаемся.

На каком языке будете снимать?

Если актриса говорит на английском, тогда весь фильм надо делать на английском и, скажем, потом дублировать на русском, даже с нашими актерами. Второй вариант — учить роль на русском.

Кто играет Николая?

Николая сыграет замечательный немецкий актер из театра «Шаубюне» Ларс Эйдингер. Артист потрясающий, и, несмотря на все сложности, я очень хочу с ним работать. Ларс гибко подстраивается под каждую актрису, с которой пробуется. Английский язык знает хорошо, хотя акцент — я сам его не чувствую, но так мне говорят — у него есть. Ларс учит русский, мы наняли ему учительницу в Берлине. Недавно сделали пробу: десять фраз он произнес по-русски. Очень старательно и правильно, но механика ужасна. Даже ударения он ставит правильно и при этом признается: я сразу напрягаюсь. Потому что не понимаю, какую красочку нужно в каждое слово добавить. Если потребуется дублировать, это будет огромная потеря, потому что многое заложено у Ларса в голосе.

Когда планируются начать съемки фильма «Матильда Ксешинская»?

Если сейчас сделать паузу, Ларса Эйдингера я потеряю. А я уже не могу себе это позволить. В апреле я ездил в Берлин, имел неприятный разговор с Томасом Остермайером, главным режиссером театра «Шаубюне». Они должны были начинать репетировать Ричарда III, но Ларс так хотел у нас сниматься, что они отложили репетиции до октября. Томас вел себя очень эмоционально, кричал, что кинематограф губит театр. А я отвечал, что мы не можем снимать кино, потому что у них репертуарный театр как в России, актеры как рабы. Долго с ним препирались. Речь шла о сроках. Вначале они дали нам время до 15 октября, а потом почему-то решили начинать репетиции 1 сентября. К этому сроку мы точно не успеем. Он поставил Ларсу условие: уйти из театра или из кино. Я специально летал, чтобы не произошло ни того ни другого. И официально предложил Томасу сняться у нас в роли доктора Фишера. Он сам сказал мне: «Раз вы забрали главного актера, что мне делать в театре»? Посмотрим.

Алексей Учитель родился в 1951 году в Ленинграде. Сын знаменитого советского режиссера-докумен­талиста Ефима Учителя. Сам Алексей тоже начинал как документалист: в 1988 году он снял «Рок» — один из лучших фильмов о русском роке, вызвавший скандал в перестроечном СССР. В 1996-м вышла его первая полномет­ражная игровая картина «Мания Жизели», в 2010-м — «Край», получивший номинацию на «Золотой глобус». В 2005 году «Космос как предчувствие» был признан лучшим фильмом ММКФ.

Мария Леднева, Алексей Леднев

Русский репортер

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе