22 сентября 2010 ● Антон Долин
67-й Венецианский фестиваль призвал задуматься о бренности всего сущего, а Квентин Тарантино предложил радоваться жизни
С церемонии закрытия Венецианского фестиваля гости выходили в недоумении. Распределение призов эксцентричным Квентином Тарантино, радовавшим публику своими ужимками на протяжении последних двенадцати дней, поставило в тупик рассудительных экспертов. Проще всего было таблоидам. Все кристально ясно: Тарантино отдал «Золотого льва» фильму «Где-то» Софии Копполы — своей бывшей девушки, а «Специального льва» за заслуги — старику Монте Хеллману. Да, широкая публика о таком и не знает, да, его новейший фильм «Дорога никуда» — зрелище занудное и невнятное, но Хеллман в начале 1990?х дал путевку в жизнь самому Квентину, спродюсировав его дебютных «Бешеных псов». Вот и благодарность. Коппола да Тарантино — та же мафия, недаром в их жилах течет итальянская кровь.
Вечно нежный возраст
Умники столь элементарными доводами не удовольствовались. Надо было как-то объяснить еще и то, что Тарантино распределил остальные награды между всего двумя фильмами. «Печальной балладе для трубы» испанца Алекса де ла Иглесиа он отдал приз за сценарий и «Серебряного льва» за режиссуру, «Убийству по существу» польского классика Ежи Сколимовского присудил «Специальный приз жюри» и актерский «Кубок Вольпи» для артиста-скандалиста Винсента Галло (на сцене его получал тот же Сколимовский). Собственно, о наличии в жюри каких-то людей, кроме всемогущего президента, свидетельствовали только две награды: женский «Кубок Вольпи» для гречанки Арианны Лабед, сыгравшей в аскетичной бихевиористской драме «Аттенберг», и медаль «Озелла» за операторскую работу Михаила Кричмана в российской ленте «Овсянки». Оба этих фильма по идее плохо вписывались в картину мира и искусства «по Тарантино».