Свою первую полнометражную картину 30-летний режиссер снял о пионерском лагере. Таких лагерей, в их первозданном виде, давно уж нет, а от фильма мы все еще не можем оторваться, как от отражения в зеркале: это все по-прежнему о нас. Это гениально сыграно и до сих пор актуально.
О том, как снимал Элем Климов один из главных своих шедевров, "Неделе" рассказали те , кто с ним работал, - актеры Илья Рутберг и Виктор Косых... Есть с чем сравнить свои впечатления Дарье Слюсаренко, ученице московского лицея № 1548, побывавшей в прошлом году в "Артеке" и только что вернувшейся из "Орленка". Чем похожи и чем различаются прежние и нынешние летние пионерлагеря?
Актер Виктор Косых (в фильме - главный герой, Костя Иночкин):
"Хотел сыграть Костю, чтоб не прыгать голым в крапиву"
"Это была моя первая роль в кино. Можете себе представить, как я волновался. В школу пришла ассистент Элема Климова. Искала мальчика, который умеет плавать. На пробы картины "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен". К Климову ломанулись чуть ли не всей школой! Громко, с выражением читали ему стихи. Я тоже - жутко переживал, но мою кандидатуру одобрили.
К слову, пробовали меня на роль Марата - одного из мальчишек, который прыгал с голой попой в крапиву. Когда я узнал, что мне придется делать в фильме, - впал в ступор. Крапивы я не боюсь, но так оголяться... В школе бы засмеяли. Поэтому, когда стали пробовать на роль Кости Иночкина, я старался изо всех сил. В итоге - утвердили.
Большую часть фильма мы снимали в лагере "Воркута-Уголь"... График у нас был, как у всех, - только нам разрешали много купаться, чему завидовали "настоящие" пионеры! Хотя чему завидовать - мы "пахали" от рассвета и до заката... Очень нравилось работать со взрослыми актерами. Евгений Евстигнеев, Лидия Смирнова, Илья Рутберг, Нина Шацкая - со всеми было интересно общаться. Но больше всего с нами возился Алексей Макарович Смирнов. Было видно, что и ему это нравилось - неудивительно, своих детей у него не было. В свободное время постоянно мастерил нам какие-то деревянные игрушки, на съемках помогал вжиться в роль, подсказывал, как выполнить то или иное действие. Алексей Макарович был для нас, что называется, свой".
Актер Илья Рутберг (в фильме - пионервожатый):
"Мой физрук должен был ваять скульптуры по ночам"
"Я был знаком с Элемом Климовым еще по ВГИКу, вместе делали новогодний капустник. Вскоре меня отчислили, но мы продолжали дружить и более-менее регулярно общаться. Он, собственно, и предложил мне сняться в своем дебютном полнометражном фильме.
Группа подобралась исключительно талантливая, проблем с актерами-детьми не было никаких. Трудности были другого характера - творческие и связанные с цензурой. Моя роль в фильме - ополовиненный "остаток" от той, которая планировалась изначально.
Днем я был физрук. А ночью - скульптор. У меня на территории лагеря был сарайчик, где я ваял модерновые скульптуры. Это была главная моя жизнь. Ребята "паслись" у меня по ночам, вели страстные споры про искусство, любовь. Эти ночные бдения и приводили к тому, что днем я все время спал. А в финальном варианте непонятно, отчего мой герой сонный такой, - всю "скульптуру" убрали. На этот счет было прямое указание из ЦК. Почему - сейчас сложно и сказать.
Самой мучительной для меня сценой был отрывок, когда мы с Алексеем Макаровичем Смирновым тащим волейбольную сетку, перед тем как детей из воды выгнать. Вода - ледяная! "Пионерам" хоть бы что, плещутся радостные. А в кадре ощутимо видно, как я дрожу. Многие думали, что я изображаю дрожь, но холодно мне было по-настоящему.
Зато и радости было много. Работать с Климовым, Макаровым, Евстигнеевым и другими - было одно удовольствие. Все профессионалы, все с чувством юмора, все прекрасно делали свое дело. Итог - прекрасная картина, которая и спустя 45 лет остается актуальной. Понимаете, именно проверкой временем этот фильм доказал свою актуальность. Потому что и сегодня его смотрят с таким же удовольствием, как и раньше.
И сегодня нужно снимать молодежное кино наподобие "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен". Понятно, что проблемы у сегодняшних подростков другие, что живут они в другой стране. Но если снять об этих проблемах фильм так, как умел снимать Элем Климов, - он будет успешным".
Один срок отбыла в "Артеке", другой - в "Орленке"
Из своих 13 три последних лета я отбыла в лагерях. И, как говорят родители, стала злостным рецидивистом - то есть по весне меня все время тянет туда, где купаться разрешают только по свистку, заставляют вставать в 7.30, самим убираться в комнате и есть на обед то, что дают, а не то, что вкусно. Через месяц такой жизни я мечтаю о родном доме, и все равно ежегодно снова и снова рвусь в эту детскую оздоровительную неволю. Прошлым летом неволя оказалась "Артеком" (папа в детстве был артековцем), в этом - "Орленком" (ностальгировала уже мама). Волей-неволей пришлось отвечать, где было лучше.
Дарья Слюсаренко, ученица московского лицея № 1548
Форменный стиль
В "Артеке" до сих пор сохранилась форма. В день приезда - после душа и медосмотра - нам выдали безразмерные шорты и рубашки, которые мы были обязаны носить почти все время, кроме дискотек. Бывалые артековцы везли с собой ремни, чтобы штаны не спадали. Мне пришлось подвязывать шорты поясом от халата.
В "Орленке" нам раздали желтые рубашки, на которые "юным морякам" (это звание еще надо было заслужить) повязывали гюйсы (синие морские галстуки-воротники). Это в принципе тоже считалось формой, но одевать ее заставляли редко - только на какие-то важные события типа приезда в лагерь министра образования, боксера Кости Цзю или известных артистов.
Заплыл за буйки - расстрел
В "Артеке" на зарядку нас поднимали вожатые, в номерах убирались уборщицы, в столовой дежурил специально обученный персонал, охрана лагеря спокойно отпускала за территорию... Времени свободного было хоть ложкой ешь. Просто санаторий какой-то!
"Орленок" некоторые в начале смены сравнивали с тюрьмой. Шаг в сторону от мероприятий - наряд. Заплыл за буйки - расстрел. Подвел отряд - высшая мера (лишение галстука)... На все командные должности здесь выбирают общим голосованием отряда. Главой экипажа (именно экипажа, как на корабле) становится штурман. Его знак отличия - красный галстук. За порядком в столовой следит баталер - желтый галстук. За чистоту в кубриках отвечает боцман - синий галстук. Зеленый надевают физоргам. В нашем экипаже физоргом выбрали меня. Пришлось вставать за полчаса до подъема (приравнивается к подвигу), будить всех и выгонять на зарядку. Способы любые: громкий крик, холодная вода, подушки в лоб, лягушки под одеяло. Все что угодно, лишь бы проснулись. Плюс организация разных соревнований чуть ли не ежедневно. Кстати, в "Штормовом" (это один из десяти орлятских лагерей) принято говорить на "морском языке". Кубрики - это номера, в которых мы жили, рундуки - полки в шкафах, баночки - стулья и так далее.
Как-то одна из девчонок "при должности" (член совета штаба экспедиции) оказалась в группе нарушителей режима - ребята ушли на пляж без разрешения. Ее приговорили к "высшей мере" - старшая вожатая на глазах у всего отряда сняла с нее фиолетовый галстук, разжаловав из начальства в салаги. Ужас...
Баланда с огурцами
После смены в "Артеке" я была уверена, что хуже не кормят нигде. Кухня "Орленка" эту убежденность поколебала. Такое впечатление, что повара этих лагерей берут друг у друга уроки. Слипшиеся холодные макароны, пахнущий тряпкой компот, пересоленное пюре с грустными сосисками, странные неопознаваемые супы... Особо орлятские стряпчие отличились в день отъезда - на завтрак нам торжественно вынесли гречневую кашу, украшенную сверху маринованными огурцами. Плюс какао на молоке. Те, кто отважился позавтракать "этим" перед двумя сутками дороги в поезде, несомненно, надолго запомнили наших коков - победителей, по их словам, каких-то там конкурсов. Может, конкурсов для худеющих?
Впрочем, и в "Артеке", и в "Орленке" исправно и с большой нагрузкой работают продуктовые ларьки. Популярностью пользуются чипсы, сухарики, мороженое, шоколадки. Но в "Артеке" еда на территории стоит дороже, чем за ней, а в "Орленке" - дешевле. К примеру, пакет сухариков "внутри" стоил 50 рублей, "снаружи" - 70. Так что выжили все, кому родители дали с собой денег.
Посвящение в избранные
Чтобы стать артековцем, нужно забраться на гору Аюдаг. Тем, кто дошел, на лбу, щеках и где только можно вожатые рисуют краской букву "А" (Артек), букву лагеря и номер отряда. Обливают водой в знак посвящения, и все - в обратный путь... Дойти до вершины, конечно, непросто. Но получается, что звание артековца может заслужить любой мускулистый (но при этом тупой, злой или подлый) человек. Что-то в этой процедуре не додумано. Впрочем, до вершины, как правило, доходят все...
Звание "орленок" из нашего отряда в 30 человек заслужили лишь семеро. И этого священнодействия я не забуду никогда. В конце смены, когда все в отряде уже хорошо знали друг друга, мы собрались вечером на костровой. Отблески от костра прыгали по лицам. Вожатые были суровы, как жрецы. Посредине круга - штурвал, на котором разложены орлятские значки. Достанутся они далеко не всем. Для начала нужно набраться мужества, выйти в круг, сказать: "Я считаю себя достойным звания "орленок" - и объяснить, почему, собственно, достоин. Но одной смелости-наглости мало. Потом нужно выбрать двух ребят, с которыми общался меньше всего за смену - для объективности. Они должны подтвердить, что ты действительно верный друг и товарищ, что боролся за честь отряда в смотре-концерте, несмотря на больное горло, а в походе тащил рюкзак за себя и за того, кто слабее... Уже на этом этапе многие "пролетают". Дальше вожатый спрашивает, кто против твоего посвящения в орлята. Если таких больше двух человек - отдыхаешь. Если против кто-то один, то уже он должен доказать, что ты не достоин. Не доказал или не было против тебя никого - твой самый близкий друг прикрепляет тебе на грудь значок. И вы с ним становитесь "орлятскими братьями-сестрами" на всю жизнь.
Когда море дышит в подушку
Когда мне надела значок орленка лучшая подруга, я поняла, что чувствуют спортсмены на золотом пьедестале. Летать хотелось от огромного счастья... И тут же плакать от безутешного горя, потому что уже завтра мы расставались на век - почти на год, до следующего лета... Оставляя в "Орленке" не только забытые полотенца и шлепанцы, но и волшебные песни о дружбе и любви, от которых так сладко щемило в горле; и первый медленный танец, на который, наконец-то набравшись смелости, пригласил "тот самый" мальчишка; и пикники в кубриках после отбоя, когда сухари кажутся пищей богов; и третье место в чемпионате по настольному теннису; и теплое море, которое по ночам так шумно дышало в мою подушку...
И, конечно, тот тесный орлятский круг, в который мы напоследок встали уже на вокзале в Москве, спев любимую: "Шумный вокзал то встречает друзей, то прощается. / Мы расстаемся, но снова назад возвращаемся, / Чтоб снова встать в орлятский круг / И снова знать, что рядом друг, / И песни петь, чтоб больше не было разлук..."
Крылатые фразы из картины Климова
"Мы бодры, веселы... Стоп, стоп! "Бодры" надо говорить бодрее. А "веселы"? Веселее".
"Ты главное на жидкость налегай. В жидкости самая сила".
"Второй день без первого. И первый день без второго!"
"Голова пролезет - все пролезет..."
"Пионер - в веселье пример".
"Эту песню, товарищ Митрофанов, Гагарин пел в космосе".
"Когда я был маленьким, у меня тоже была бабушка".
"На ходу играют... Виртуозы!"
"А че это вы здесь делаете? А?"
"Когда я ем, я глух и нем".
"Лжецы, симулянты, самострелы. Вон отсюда!"
"Сегодня подкидной, завтра азартные игры... Отвлечение от созидательного труда!"
"Тут зрители аплодируют, аплодируют... Кончили аплодировать!"
Из обсуждения в газете "Советское кино", 1964 г.
О. Одинцова, Е. Мошинская, составители кинопрограмм областной конторы по прокату кинофильмов, г. Тернополь:
"Что может быть полезного в том, что хорошая девочка, пионерка на вопрос начальника "Что они здесь делают?" - отвечает: "Дуемся в картишки"!.. Или вот еще один не смешной, а плачевный и ненужный эпизод: для того, чтобы отменили родительский день, мальчики решили обжечься крапивой и вызвать сыпь. И разве не достаточно было раздеть их до трусиков и пустить в заросли крапивы, а обязательно ли нужно раздевать их догола? Непонятно, какую роль играет в фильма мальчик с сачком? Зачем он все время появляется на экране, кривляясь, с идиотским видом спрашивает: "А вы что здесь делаете?"... На дурных примерах не учат, их бичуют положительными примерами".
Т. Антоненко, студентка 5-го курса МГПИ им. В.И. Ленина, г. Москва:
...Мальчик самовольно уплыл на остров, общался там с деревенскими ребятами и за это был исключен из лагеря. Таков герой фильма. Он страдалец, все симпатии авторов на его стороне. А начальник лагеря - выразитель всего темного и косного, его притеснитель, и его в конце фильма высылают из лагеря.
А вот случай из жизни. У нас в соседнем лагере утонул мальчик. Вожатый отпустил его на рыбалку, мальчик умел плавать, но упал в воду и захлебнулся. И знаете, кто несет юридическую ответственность за подобные случаи? Начальник лагеря, он попадет под суд... Может быть, поступки тов. Дынина теперь стали вам понятнее?"
М. Ценципер, директор школы № 437, кандидат педагогических наук, г. Москва:
"Ради того, чтобы победа оставалась всегда за Костей Иночкиным, во имя веселого и счастливого его детства, ради всего этого и создан заразительно веселый, умный, щедро оптимистичный фильм "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!"
Дынины у нас посторонние. И правильно поступает фильм, отказывая им в снисхождении. И сердиться тут нельзя".
Любопытные факты о фильме
"Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" - дебютный полнометражный фильм режиссера Элема Климова, который стал "по совместительству" его дипломной работой во ВГИКе. При этом Элем Германович в детстве ни разу не был в пионерлагерях.
Съемки фильма проходили в пионерлагере, принадлежащем тресту "Воркутауголь", в микрорайоне Алексин Бор города Алексина Тульской области. В 1970-е годы на его территории построили новые корпуса и от прежнего лагеря ничто не сохранилось.
Вячеслава Царева, мальчишку, сыгравшего небезызвестного "парня с сачком", Элем Климов увидел как-то в московском троллейбусе: "Вот сижу я на заднем сиденье, а передо мной едут... два уха. Буквально. Больше ничто не бросается в глаза. Начинаю всматриваться: а уши-то заподлицо забиты песком. На "Мосфильмовской" уши выходят. Я - за ними, кричу вдогонку: "Мальчик, мальчик!". А он не слышит. Уши-то забиты. Видать, только что с купанья. Стучу по плечу. Оборачивается. Черная майка растянута до пупа, лицо... Такого лица я не видел. От улыбки удержаться невозможно. Как такого упустить. Думаю: ну раз нет такого персонажа в фильме - надо его придумать. Вот в сценарии и возник сквозной герой, постоянно ко всем пристающий: "А чего это вы тут делаете?". В сценарии актер был обозначен как "Мальчик с профилем Гоголя".
Фильм некоторое время "пролежал на полке". Худсовет охарактеризовал финал как издевательство над "кукурузной программой", активно продвигавшейся Никитой Хрущевым. Но после снятия Хрущева фильм все-таки выпустили на экраны и уже на первой народной премьере он собрал аншлаг.
Сцену ночного "совещания" вожатых под трибуной сняли с 27-го дубля. По словам Виктора Косых, игравшего Костю Иночкина, который в этой сцене ест из кастрюли суп, рассольника он наелся на пару дней вперед.
Молодые актеры жили в лагере практически по такому же распорядку, как и остальные пионеры. Во столько же вставали, во столько же ходили завтракать. Отбой - также по расписанию.
Фильм получил премию жюри и премию жюри родителей на кинофестивале "Международная встреча фильмов для молодежи" в Канне в 1967 году.
Известия