Что отразилось в "Зеркале"?

Александр Сокуров: Чтобы в России появилось 5 крупных режиссеров, нужно 100 кинодебютов в год.
Александр Сокуров: Я активный сторонник розыска всего настоящего в интернете. Там создается новая природа или порода визуальности.
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Вчера завершилось "Зеркало" - 9-й кинофестиваль имени Андрея Тарковского. К моменту подписания номера победители еще не были названы. Общие итоги фестиваля авторского кино мы обсуждаем с членом его жюри и самым очевидным мастером кинофестиваля, режиссером Александром Сокуровым.

Александр Николаевич, что самое главное происходит на таких фестивалях?

Александр Сокуров: Самое главное, что здесь происходит - люди чувствуют внимание к себе. Мы всегда недооцениваем важность внимания к жизни человека и сам труд внимания. Когда меня спрашивают, что я испытываю, получив Государственную премию, я отвечаю, что благодарен за внимание. А здесь, на фестивале, я везде вижу признаки труда внимания и понимания. Нравится картина или не нравится, это не так важно, труд понимания важнее. Для режиссера это вообще самое главное.

Куда движется кино в русле Тарковского?

Александр Сокуров: Вообще кино, которое движется в русле Тарковского, на самом деле безобразие. Такого не должно быть. Каждый художественный автор должен осуществлять свою художественную идею. А все, кто рефлектирует по поводу Тарковского, только подтверждают, что у них нет собственных идей. И это самое неприятное, что может быть.

Хотя, конечно, у кино сложная природа. И следование другому художнику, великому художнику в какой-то мере возможно.

Сам Андрей Арсеньевич крайне внимательно, например, смотрел на то, что делал Александр Довженко. Довженко - родоначальник этой удивительной художественной природы кино. Никто не сделал для художественности мирового кино больше, чем он. И Андрей Тарковский и Ингмар Бергман иногда кажутся просто последователями этой великой фигуры.

С уходом поколения "больших людей" - Бергмана, Тарковского, Феллини, Висконти - ушла фундаментальная кинематографическая порода, а новая пока не выведена.

У украинской культуры, не богатой на мирового уровня фигуры, как правило, называют Сковороду, Гоголя и Довженко.

Александр Сокуров: Я хоть и понимаю значительность национального акцента в художественности автора, но все же Довженко стоял НАД всем этим. Из какой почвы он вырос? Я думаю, что прежде всего из почвы своей гениальности. Его гениальность не национального порядка - выше.

Что сегодня ищет авторское кино - какое содержание, какие языки?

Александр Сокуров: Мне кажется, конкурсные фильмы 9-го кинофестиваля "Зеркало" эти искания не отражают. Это прежде всего индивидуальный подбор Андрея Плахова. Я бы выбрал другие фильмы, но я же не отборщик. По этой программе нельзя сказать, куда движется авторское кино, потому что многие фильмы программы имеют слабое отношение к авторскому кино. Но надо понимать всю сложность этого фестиваля. Его планка чрезвычайно высока. Она выше Московского кинофестиваля, Венецианского, Каннского. Требования здесь очень высоки, и собрать программу под эту "высоту" чрезвычайно сложно. Искать тут надо долго и по всему миру.

Но самое главное - надо смотреть, что делается в Интернете. Я активный сторонник розыска и обнаружения всего настоящего в Интернете. В русском Интернете можно обнаружить большое число блестящих авторов. И это даже не новое кино, а новая природа или порода визуальности. Не в кинематографических университетах, заметьте, а именно в том, что создается в Интернете. Там сейчас "золотые рудники" авторского кино, там огромное число индивидуальностей, интересных людей. Ну а вообще серьезного, большого кино очень мало. С уходом поколения "больших людей" - Бергмана, Тарковского, Феллини, Висконти - ушла грандиозная, фундаментальная кинематографическая порода, а новая пока не выведена.

Из чего рождается автор?

Александр Сокуров: Из личности. Из особенностей ее развития. Личности должно быть больше, чем мастерства.

Как возникает язык кино, рождаются образы вроде падения Фауста и Маргариты в темную воду озера?

Александр Сокуров: Когда ты очень глубоко вникаешь в сам материал и живешь в нем долго, когда это не оперативная, быстренько придуманная "фильма", а несколько десятилетий искомое содержание, то тогда являются вещи не случайные. Все, в чем есть хоть какая-то художественная тайна или художественная сверхсодержательность, начинает касаться тебя. Ты ВИДИШЬ дерево или страшно глубокое горное озеро и сразу понимаешь, что это такое для тебя. Что озеро - мгла, ад провала. Но это только если ты сам глубоко погружен в природу своего замысла, снимаешь не оперативно и по заказу, но сам придумал и давно над этим работал, то это появляется как бы само по себе. Другое дело, что технически это очень трудно сделать. Для того, чтобы снять кадр, о котором вы говорите, нам потребовалось 6 водолазов и много специальной инженерной подготовки. А кадр на 40 секунд. Но тут уже начинается профессия. Придумать можно многое, а осуществить... Кино все-таки технически очень сложное дело.

А ветер в деревьях в "Одиноком голосе человека"?

Александр Сокуров: Ветер в деревьях - это ветер в деревьях, моя любовь к русской природе. Я просто страшно люблю деревья и птиц и стараюсь их замечать, видеть и навязывать их зрителям.

Здесь на фестивале показывали свои работы ваши студенты из Кабардино-Балкарии...

Александр Сокуров: Ну вы же представляете: для молодых людей из этого региона России оказаться здесь, на Волге, среди своих ровесников и коллег постарше. Положение с культурой на Северном Кавказе я могу определить одним словом - беда. Они там брошены все. Ни приобщения к мировой культуре, ни развития культуры национальной. Руководители там никак в этом не помогают. Я их возил в Локарно, привез сюда. Я очень хочу спасти их, пока это в моих силах. Среди них есть способные и хорошо образованные и воспитанные, у нас был большой курс литературы, вообще гуманитарная составляющая образования была у нас важнейшей. В начале сентября при поддержке министерства культуры мы начнем снимать большой полнометражный фильм по мотивам повести Искандера "Софичка", это будут делать Кантемир Балагов и Кира Коваленко, мы выиграли тендер, получили средства.

В кино очень важно вовремя протянуть человеку руку помощи. В литературе и музыке человек может и сам пробиться, а кино - дело дорогое и технически сложное. Нам в России нужно в год сто дебютов, и только тогда мы получим 4-5 крупных больших имен для национального кино. Дебют - это же проверка - целостности, своеобразия, организационных способностей. Большинство дебютов неудачно, но могут попасться и сокровенные таланты.


Итоги

Гран-при вручен фильму китайского режиссера Мяояня Чжана "Райский уголок".

Приз за лучшую режиссуру достался режиссеру Вуку Ршумовичу за фильм "Ничей ребенок".

Приз "Специальное упоминание жюри" получила работа Тудора Джурджу "Почему я?".

Приз "За профессиональные достижения" - фильм "Суд" индийского режиссера Чайтанья Тамхане.

Приз зрительских симпатий также получил индийский фильм "Суд".

Специальный приз молодых критиков "Голос" получил фильм "Дама с собаками" арентинских режиссеров Лауры Ситарельи и Вероники Льюинас.

"Малое зеркало" Артдокфеста - фестиваля документальных фильмов - получил фильм Ханны Полок "Человек живет для лучшего" (Дания).

Приз "за глубокое мужество и раскрытие темы также получил фильм "Человек живет для лучшего".

"Большое зеркало" Артдокфеста получил фильм Марии Кравченко "На пороге страха" (Израиль).
Автор
Текст: Елена Яковлева (блог автора)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе