День российской анимации: 7 занимательных фактов о наших мультиках

С 2012 года в нашей стране 8 апреля отмечается День российской анимации.
День российской анимации.
© Михаил Салтыков / Коллаж / ridus.ru


Дата этого праздника связана со столетием премьеры первого мультипликационного фильма в России, который назывался «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» (мультфильм вышел 8 апреля 1912 года).


Сегодня российской анимации исполнилось 110 лет. В честь этого события мы собрали несколько занимательных фактов, связанных с историей развития этого искусства в нашей стране.



«Дрессированные жуки»

Режиссер первого российского мультфильма «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» Владислав Старевич использовал в качестве главных героев препарированных насекомых, которых он снимал покадровой техникой кукольной анимации.

Мультфильм произвел фурор не только в России, но и за рубежом. Особенно всех поразили невероятно реалистичные движения жуков: некоторые люди всерьез подумали, что Старевич дрессировал насекомых ради съемок. Впрочем, всех секретов своей работы режиссер не раскрывал. Так что кто знает. Может, он и правда был ловким дрессировщиком жуков?


«Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами».
© Кадр из мультфильма



Анимация как агитационный плакат

Мультфильмы начала 20-х годов прошлого столетия стали новым инструментом пропаганды и прежде всего были ориентированы на взрослых людей. Часто они не отличались увлекательным сюжетом и больше походили на ожившие агитационные плакаты. Например, короткометражка «Советские игрушки», созданная Дзигой Вертовым в 1924 году, основана на политических шаржах художника Дени, высмеивающих врагов коммунизма.

С точки зрения визуальной эстетики анимационные фильмы того времени были очень оригинальными — с нестандартной графикой и техникой монтажа. Режиссеры действительно старались привнести в мультипликационное искусство что-то новое, и у них отлично получилось.

Только к концу 20-х годов мультипликаторы решили подумать еще и о детях и начали адаптировать сказки, стихотворения и рассказы для маленьких советских граждан.


«Советские игрушки».
© Кадр из мультфильма



«Новый Гулливер»

В 1935 году режиссер Александр Птушко создал своего «Гулливера» с пионерами и воинствующими капиталистами. Вместе с полутора тысячами кукол, каждая из которых имела свои особенности, в мультфильме были живые актеры, поэтому «Новый Гулливер» стал первым в СССР анимационно-игровым фильмом. Птушко использовал метод транспарантных съемок, при котором необходимое действие снимается на заранее отснятом фоне.


«Новый Гулливер».
© Кадр из мультфильма



Каноны «Диснея»

После того, как отшумел «Новый Гулливер», советские зрители смогли увидеть знаменитые мультфильмы Уолта Диснея «Три поросенка» и «Пароход Вилли», а также несколько серий «Микки Мауса». Увиденное высоко оценил даже Иосиф Сталин, который поручил начать производство подобных мультфильмов. Вскоре маленькие анимационные студии были объединены в одну большую под названием «Союзмультфильм».

В создании новых мультфильмов стали использоваться техника съемок и стилистика диснеевских анимационных работ. После Второй мировой войны с «диснеевщиной» было покончено, и для советских детских мультиков был определен собственный эстетический канон.


Мультфильм, снятый в стиле студии «Дисней».
© Кадр из мультфильма «Почему у носорога шкура в складках?»



Вдохновляющие «Снежная королева» и «Чебурашка»

Некоторые мультфильмы, созданные в Советском Союзе, получались настолько уникальными, что становились вдохновением для зарубежных мультипликаторов. Например, «Снежная королева» убедила знаменитого японского режиссера аниме Хаяо Миядзаки в правильности выбора профессии. А обаятельный и милый Чебурашка вообще покорил всю Японию своими смешными ушами и наивным взглядом. После чего в Стране восходящего солнца решили создать собственные мультфильмы о необычном ушастике.


Крокодил Гена и Чебурашка.
© Кадр из мультфильма



Несите «Оскар»

«Оскар» — одна из самых престижных наград в области кинематографического и анимационного искусства, и отечественные мультфильмы не раз были номинированы на эту премию. Но лауреатом «Оскара» стал только короткометражный мультфильм аниматора Александра Петрова «Старик и море» по одноименному произведению Эрнеста Хемингуэя. До этого номинантами на премию также становились и другие работы Петрова: «Корова», «Русалка» и «Моя любовь».


«Старик и море».
© Кадр из мультфильма



Новые студии и шарообразные антропоморфные животные

Долгие годы «Союзмультфильм» был единственной студией, где производили анимационные фильмы в самых разных жанрах и художественных техниках. Но со временем стали появляться новые студии, которые начали создавать яркие и веселые мультфильмы как для детей, так и для взрослых. Одним из самым популярных современных анимационных работ стал мультфильм о Смешариках — шарообразных антропоморфных животных, живущих в собственном мире под названием Ромашковая долина.

Симпатичные живые кругляшики и их быт покорили сердца миллионов россиян, американцев, итальянцев, китайцев и жителей других стран. Мультфильм был переведен на 15 языков, получил множество премий на международных конкурсах, стал основой для компьютерных игр и полнометражных анимационных фильмов.


Смешарики.
© Кадр из мультфильма «Смешарики»

Автор
София Насыпова, Редактор раздела «Развлечения»
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе