Дата этого праздника связана со столетием премьеры первого мультипликационного фильма в России, который назывался «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» (мультфильм вышел 8 апреля 1912 года).
Сегодня российской анимации исполнилось 110 лет. В честь этого события мы собрали несколько занимательных фактов, связанных с историей развития этого искусства в нашей стране.
«Дрессированные жуки»
Режиссер первого российского мультфильма «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» Владислав Старевич использовал в качестве главных героев препарированных насекомых, которых он снимал покадровой техникой кукольной анимации.
Мультфильм произвел фурор не только в России, но и за рубежом. Особенно всех поразили невероятно реалистичные движения жуков: некоторые люди всерьез подумали, что Старевич дрессировал насекомых ради съемок. Впрочем, всех секретов своей работы режиссер не раскрывал. Так что кто знает. Может, он и правда был ловким дрессировщиком жуков?
Мультфильмы начала 20-х годов прошлого столетия стали новым инструментом пропаганды и прежде всего были ориентированы на взрослых людей. Часто они не отличались увлекательным сюжетом и больше походили на ожившие агитационные плакаты. Например, короткометражка «Советские игрушки», созданная Дзигой Вертовым в 1924 году, основана на политических шаржах художника Дени, высмеивающих врагов коммунизма.
С точки зрения визуальной эстетики анимационные фильмы того времени были очень оригинальными — с нестандартной графикой и техникой монтажа. Режиссеры действительно старались привнести в мультипликационное искусство что-то новое, и у них отлично получилось.
Только к концу 20-х годов мультипликаторы решили подумать еще и о детях и начали адаптировать сказки, стихотворения и рассказы для маленьких советских граждан.
В 1935 году режиссер Александр Птушко создал своего «Гулливера» с пионерами и воинствующими капиталистами. Вместе с полутора тысячами кукол, каждая из которых имела свои особенности, в мультфильме были живые актеры, поэтому «Новый Гулливер» стал первым в СССР анимационно-игровым фильмом. Птушко использовал метод транспарантных съемок, при котором необходимое действие снимается на заранее отснятом фоне.
После того, как отшумел «Новый Гулливер», советские зрители смогли увидеть знаменитые мультфильмы Уолта Диснея «Три поросенка» и «Пароход Вилли», а также несколько серий «Микки Мауса». Увиденное высоко оценил даже Иосиф Сталин, который поручил начать производство подобных мультфильмов. Вскоре маленькие анимационные студии были объединены в одну большую под названием «Союзмультфильм».
В создании новых мультфильмов стали использоваться техника съемок и стилистика диснеевских анимационных работ. После Второй мировой войны с «диснеевщиной» было покончено, и для советских детских мультиков был определен собственный эстетический канон.
Некоторые мультфильмы, созданные в Советском Союзе, получались настолько уникальными, что становились вдохновением для зарубежных мультипликаторов. Например, «Снежная королева» убедила знаменитого японского режиссера аниме Хаяо Миядзаки в правильности выбора профессии. А обаятельный и милый Чебурашка вообще покорил всю Японию своими смешными ушами и наивным взглядом. После чего в Стране восходящего солнца решили создать собственные мультфильмы о необычном ушастике.
«Оскар» — одна из самых престижных наград в области кинематографического и анимационного искусства, и отечественные мультфильмы не раз были номинированы на эту премию. Но лауреатом «Оскара» стал только короткометражный мультфильм аниматора Александра Петрова «Старик и море» по одноименному произведению Эрнеста Хемингуэя. До этого номинантами на премию также становились и другие работы Петрова: «Корова», «Русалка» и «Моя любовь».
Новые студии и шарообразные антропоморфные животные
Долгие годы «Союзмультфильм» был единственной студией, где производили анимационные фильмы в самых разных жанрах и художественных техниках. Но со временем стали появляться новые студии, которые начали создавать яркие и веселые мультфильмы как для детей, так и для взрослых. Одним из самым популярных современных анимационных работ стал мультфильм о Смешариках — шарообразных антропоморфных животных, живущих в собственном мире под названием Ромашковая долина.
Симпатичные живые кругляшики и их быт покорили сердца миллионов россиян, американцев, итальянцев, китайцев и жителей других стран. Мультфильм был переведен на 15 языков, получил множество премий на международных конкурсах, стал основой для компьютерных игр и полнометражных анимационных фильмов.