Дисней на русской закваске

"Книга мастеров" - американский проект на русской почве

Фильм Вадима Соколовского «Книга мастеров» выходит на российские киноэкраны в условиях сильного информационного прессинга. Во-первых, потому что «Книга мастеров» – это, прежде всего, необычный диснеевский проект. Необычен он тем, что Дисней в первый раз сделал фильм в России, по русскому сценарию, с активным привлечением русского фольклора и русских же актеров. Во-вторых, незадолго до своей российской премьеры фильм занял первое место на крупном международном фестивале детских и юношеских фильмов в Германии (за четырнадцать лет жизни фестиваля Россия взяла первый приз в первый раз), главную награду «Книге мастеров» присудило интернациональное жюри, состоявшее из восемнадцати юных кинокритиков. 


Незамысловатый сюжет художественных откровений не предлагает: есть тут канонический злодей – Каменная Княжна, написанная по Медной горы Хозяйке ведьма с видами на мировое господство, против нее идет мастер резьбы по камню Иван-Недодурак. То, что он недо-такой выясняется довольно поздно, ближе ко второй половине фильма, когда Конь (в исполнении Сергея Гармаша) выпытывает у Ивана, может, он все-таки дурак, ведь если да, то и помочь не совестно, дуракам-то помогать надобно. Шуток таких в фильме полным полна коробочка, очевидно, ими и нужно очаровываться. С шутками да прибаутками в линию противостояния добра и зла вписано все Лукоморье от Бабы-Яги до Русалки. На обитателей Лукоморья и приходятся мало-мальски примечательные характеры, от которых ждешь дальнейшего сюжетного развития, но сюжет обрывает их, только-только показав зрителю. Несмотря на рваность, именно они остаются в памяти после просмотра: Лия Ахеджакова в роли Бабы-Яги, Валентин Гафт – говорящее Свет-мой-Зеркальце, даже Леонид Куравлев в роли демократичного помещика-самодура, напоминающего карикатурного Толстого. Однако старая актерская гвардия играет плохую шутку с выпяченными вперед новичками, и Соколовскому, до того упражнявшемуся на сериалах и телефильмах, контраст сгладить не удается: Максим Локтионов и Мария Андреева, центровая романтическая пара, смотрятся неубедительно, вызывая недоверие ко всему сюжету. Хотя видно, что над формой режиссер размышлял: фильм снят в довольно примечательной технике стоп-кадра, когда кадр останавливается он вдруг превращается в цветистую, аляповатую картинку, стилизованную под иллюстрации Билибина, что, конечно, должно было бы добавить сказочности. Стоп-кадром заканчивается каждая сцена, в конце концов мельтешение картинок начинает перекрывать сюжетную линию, зачем-то ее раздробляя. Не собирают сюжет в одно целое и другие ухищрения, даже унаследованная от Александра Роу бабушка-сказительница. 

Смотришь «Книгу мастеров», и в памяти возникают разные сравнения, со сказками советского времени, например, с фильмом «Там на неведомых дорожках». Сняли его в 1982 г., особо не изощрялись, но и сейчас вполне доверительно смотрится. Или, если брать позже, проект того же Дисней – фильм 2007 г. «Зачарованная». Понятно, что бюджет его в десять раз превосходит бюджет «Книги мастеров», только сюжет-то и там немудреный, если не сказать и вовсе простецкий. 

С другой стороны, оценила же юная публика на немецком фестивале «Книгу мастеров», и высоко. Значит, на что-то другое ставили создатели. Может, для самых маленьких он предназначен, но как быть со взрослыми шутками? Что ж, попробуем рассудить иначе. Возможно, фильм должен войти в категорию «Плохое кино, которое мы любим». То есть, создатели заведомо берут относительно небольшой бюджет, узнаваемые шутки, угловатую форму, вмешивают туда еще и разные современные забавы по типу здешнего электронного клубка-путеводителя, делая фильм, который занижает ожидания зрителя до тривиальной хохмы, еще больше затемняя границу между хорошим кино и тем, что раз-два и снято, но вызывая на выходе неизменную реакцию сиюминутного расслабления и удовольствия. Как от гамбургера.

Виталий Нуриев 

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе