Для полноты картин

В Канне представили новое российское кино


На 65-м Каннском международном кинофестивале в пятый раз открылся Российский павильон, которому второй год оказывает поддержку Сбербанк России. Верный своей основной задаче — продвигать российское кино на международный рынок,— павильон начал работу с презентации десяти новых фильмов, которые в этом году выйдут в прокат или хотя бы получат призы на различных фестивалях. Из Канна — ЛИДИЯ МАСЛОВА.



Если судить по каннской презентации, главной надеждой современного российского кинематографа выглядит Борис Хлебников, у которого выходит сразу две картины. Одна называется "Долгая счастливая жизнь", но не имеет никакого отношения к одноименной картине Геннадия Шпаликова — разве что к стоящей на финальных титрах композиции "Гражданской обороны" с тем же названием. Представлявший в Канне "Долгую счастливую жизнь" продюсер Роман Борисевич охарактеризовал ее как вольный ремейк классического вестерна Фреда Циннемана 1952 года "Ровно в полдень" (High Noon), заметив, что Борису Хлебникову удалось достичь гораздо большей глубины. По словам второго продюсера картины Александра Кушаева, герой этой социальной истории "должен бороться не за то, чтобы выжить, а за то, чтобы сохранить себя как личность,— и эта борьба становится для него самоубийством". "Долгая счастливая жизнь" составляет трилогию с предыдущими хлебниковскими работами, "Свободным плаванием" и "Сумасшедшей помощью", которые объединены участием сценариста Александра Родионова, оператора Павла Костомарова и исполнителя главной роли Александра Яценко, и по мнению продюсеров, третий фильм — самый сильный в трилогии, а возможно, и лучший фильм Бориса Хлебникова.


Впрочем, ничуть не хуже по показанным в Российском павильоне фрагментам выглядит и совсем другой хлебниковский эксперимент — картина "Пока ночь не разлучит", сценарий которой был написан Александром Родионовым на основе публикации 2005 года в журнале "Большой город", состоявшей из подслушанных журналистом Ольгой Уткиной разговоров посетителей одного московского ресторана. Эта уже готовая драматургическая конструкция, к которой кинематографисты добавили сюжетную линию, связанную с официантами, позволяет включить в фильм огромное количество популярных лиц (от Сергея Шнурова до Авдотьи Смирновой), что вкупе с изначальным остроумием самого материала позволяет надеяться на значительные кассовые успехи фильма, снятого всего за $100 тыс.


С чувством произносящая в хлебниковском фильме реплику "Мы ели беляши" Авдотья Смирнова фигурировала в презентации Российского павильона и в качестве режиссера-постановщика комедии "Кококо", которая, по мнению модерировавшего программу кинокритика Андрея Плахова, "в метафорической форме отражает социальную реальность современной России", а попросту говоря, рассказывает о дружбе интеллигентной сотрудницы Кунсткамеры и девушки "из народа". Продюсер "Кококо" Сергей Сельянов напомнил, что фильмов, где две главные героини — женщины, не так много в истории кинематографа, и в случае со смирновской картиной успех был во многом обусловлен точным выбором актрис: интеллигентку играет Анна Михалкова, а простонародную хабалку — Яна Троянова, знакомая любителям артхауса по главной роли в драме "Волчок". Ну а для любителей совсем экстремального хождения в народ авторы прошлогоднего фестивального хита "Я тебя люблю" Павел Костомаров и Александр Расторгуев снова погрузились в среду ростовских гопников, снимающих на выданные им видеокамеры свою запутанную личную жизнь, на этот раз вылившуюся в сиквел с напрашивающимся названием "Я тебя не люблю".


В неожиданно мелодраматическом жанре обещает выступить в этом году создатель "Мертвых дочерей" Павел Руминов, в чьей новой картине "Я буду рядом" Мария Шалаева невероятно трогательно играет девушку с опухолью мозга, которая заводит дружбу с мальчиком-сиротой. Продюсер фильма Кира Саксаганская пообещала: "Просто обрыдаетесь, это невозможно смотреть спокойно", а также заверила, что Павел Руминов вышел на новый уровень и стал совершенно другим режиссером. Все время совершенно другим режиссером старается быть и Алексей Учитель, представивший в Российском павильоне фильм "Восьмерка" — драму о четырех омоновцах, сценарий которой был написан Александром Миндадзе по прозе Захара Прилепина.


Если "Восьмерка" обещает быть жестким и тестостероновым образцом мужского кинематографа, то его лирическую разновидность воплощает фильм "Со мною вот что происходит" Виктора Шамирова, чьи "Упражнения в прекрасном" участвовали в конкурсе прошлого "Кинотавра". Давшую название фильму песню на стихи Евгения Евтушенко из "Иронии судьбы" в шамировской картине поет Гоша Куценко: вместе с Виктором Шамировым они написали сценарий и сыграли двух братьев в грустной истории о том, что Новый год — это праздник, который приходит ко всем вне зависимости от того, есть ли у человека настроение его отмечать. Гоша Куценко, кроме того, дебютировал и в качестве режиссера фильмом "Сын", где герой Константина Юшкевича (лауреата "Кинотавра" за "Упражнения в прекрасном") влюбляется в невесту собственного сына.


Не обошлось в Российском павильоне и без духовного кинематографа — это прежде всего "Иуда" Андрея Богатырева, экранизация повести Леонида Андреева "Иуда Искариот" по сценарию модного писателя Всеволода Бенигсена — о самом одиозном и неоднозначном из учеников Иисуса, которого с большой самоотдачей играет Алексей Шевченков. Высокодуховным обещает быть и "Танец Дели" Ивана Вырыпаева, который кажется наиболее социально значимым идейному вдохновителю Российского павильона — гендиректору Роскино Екатерине Мцитуридзе. Новый фильм Ивана Вырыпаева сложен из семи историй о любви и смерти, объединенных общими героинями: Ксения Кутепова играет мать героини Каролины Грушки, много рассуждающей о том, что такое счастье, на что мудрая мама доходчиво объясняет: "Жизнь — это страдание, и я хочу, чтобы ты почувствовала это как можно скорее". В общем, если сформулировать основной лейтмотив кинематографа Ивана Вырыпаева как "короткая несчастная жизнь", то он со своим повышенным интересом к экстремальным человеческим переживаниям может послужить логичным противовесом к "Долгой счастливой жизни" Бориса Хлебникова, предпочитающего эмоции более обыденные и приземленные.

Лидия Маслова

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе