Добрая история про обиженных клоунов

Дожили, братцы, теперь в Ярославле есть собственная кинокомпания! Называется она «Ярсинема», является «дочерним предприятием» Ярославского камерного театра под руководством Владимира Воронцова (там же и базируется) и на днях приступила к съёмкам своего первого фильма с рабочим названием «Клоуны».

МЕЧТА СБЫВАЕТСЯ…

– На самом деле идея снять свой собственный фильм витала в воздухе довольно давно, – поделился с нами крёстный отец ярославского кинематографа (в том смысле, что именно с его… хм, лёгкой руки всё это дело и завертелось), коммерческий директор камерного театра и актёр по совместительству Юрий Ваксман. – Ещё в те времена, когда в кафе «Актёр» мы с Володей Гусевым и режиссёром Владимиром Александровичем Воронцовым репетировали спектакль «Интервью», а камерного театра и в помине не было, уже тогда мы мечтали о том, как здорово было бы снять трогательное кино о непростых судьбах людей, посвятивших свою жизнь творчеству.

Однако скоро только сказка сказывается, а некое материальное воплощение давняя мечта Юрия Михайловича получила в лице… сценариста Алексея Тимошкина лишь год назад. Строго говоря, Алексей Тимошкин – адвокат, живёт и работает в Москве, но вдруг, как у нас зачастую водится, стал писать. Судя по тому, что его сценарии разлетаются в отечественной киноиндустрии как горячие пирожки (уже зарекомендовавший себя достаточно рейтинговый «Федеральный судья» на Первом канале – его рук дело, сейчас запущены в производство ещё две картины – «Третий лишний» и художественно-документальный фильм о майоре Вихре, в котором снимается ярославский актёр Михаил Левченко и прочая), адвокат Тимошкин оказался божьей милостью неплохим сценаристом. Вот он-то и вызвался, пользуясь давними приятельскими отношениями с Ваксманом, сделать его сказку былью.

В итоге получился рассказ о двух клоунах провинциального цирка, которые звёзд с неба не хватали, но были востребованы и любимы публикой и вдруг оказались не у дел – их отправили на пенсию. И они неожиданно понимают, что, отдав свои жизни любимой профессии, в итоге остались ни с чем – ни дома, ни детей, ни семьи.

– Заканчивается всё оптимистично: жизнь их сталкивает с мальчиком, в судьбе которого они вынуждены принимать участие, потом наши герои возвращаются на манеж, один из них встречает свою первую любовь, и у них складываются отношения… Словом, happy end, – посвятил нас в перипетии этой комедийно-мелодраматической истории автор её идеи Юрий Ваксман.

«НЕ СЕКРЕТ, ЧТО ДРУЗЬЯ НЕ РАСТУТ В ОГОРОДЕ…»

В сентябре прошлого года сценарий был готов, и начались хождения по инвесторам и дирекциям телеканалов (читай: «хождения по мукам») с целью добывания денег на съёмки. Тут тоже оказалось всё непросто, так как в принципе сценарий нравился всем, но каждый канал пытался перекроить его под свою специфику – «Россия» просила добавить социальности, «ТВ-Центр», напротив, настаивал на стерильной рождественской сказочке без всяких конфликтов, Первый канал потребовал, чтобы в фильме снимались кинозвёзды первой же величины…

– Но мы-то писали историю под себя, – разводит руками Юрий Михайлович, – и за здорово живёшь отдавать чужому дяде свою собственную мечту нипочём не собирались.

Но тут, как в поговорке «когда Бог даёт детей, он даёт и на детей», нашлись добрые дяди-инвесторы (пожелавшие пока остаться безымянными), и лёд тронулся – кино было запущено в работу.

Фильм о жизни двух клоунов (эти роли играют Юрий Ваксман и Владимир Гусев) будет полностью сниматься в Ярославле. Кроме столичного друга-сценариста, уже внёсшего свою лепту в реализацию давней мечты ярославских актёров, руку помощи начинающим кинематографистам протянули друзья из Киева и Узбекистана. С Украины прибыли сразу два кинорежиссёра, один из которых – Александр Даруга – заканчивал в своё время Ярославское театральное училище, играл на сцене Волковского театра и вообще был премьером этой сцены в режиссёрскую эпоху Глеба Дроздова, и операторы. Столичные друзья камерного театра, из киношных кругов, презентовали профессиональную технику.

– «Насовсем» или на «попользоваться»? – мелочно интересуюсь я.

– Безвозмездно, то есть даром, и насовсем! – разбивает в пух и прах моё неверие в щедрость своих друзей Юрий Михайлович, а дальше, увлёкшись, начинает сыпать непонятными словами на киношном сленге. – Из Узбекистана прилетели классные профессионалы-техники – дольщики, светики…

– Стесняюсь спросить, это кто ж такие будут?

– Выясняется, что «светики» – это люди, отвечающие за установку световой аппаратуры, а «дольщики» – те, кто занимается передвижением операторской телеги. Ясное дело, что подобными профессионалами кинокомпания «Ярсинема» ещё обзавестись не успела, хоть и не является новичком в киноиндустрии: начиная с 2000 года команда Ярославского камерного театра участвовала в съёмках 48(!) кинокартин, среди которых «Доктор Живаго», «Есенин», «Палата № 6», «Титаник», «Слепой», «Хиромант»… Все и не упомнишь. И всё-таки слушаешь комментарии Юрия Ваксмана по поводу людей, занятых в съёмках, – «приятели из Москвы», «друзья из Киева», «давние знакомцы из Узбекистана» – и понимаешь, насколько истинна поговорка про сто рублей и сто друзей (хотя, конечно, лучше, когда есть и то и другое). Да что далеко за друзьями ходить, когда их и в Ярославле у хорошего человека Ваксмана немало. Дома, как говорится, и стены помогают, а съёмкам первого ярославского собственного кино и вовсе рады оказать всяческое содействие абсолютно все.

ЗВЁЗДЫ МЕСТНЫЕ И ПРИГЛАШЁННЫЕ

В двухсерийной ленте заняты в основном актёры ярославских театров – камерного и Волковского («обязательное участие ярославских артистов в съёмках – это политика нашей кинокампании»). Но есть и приглашённые звёзды отечественного кино. Среди них – народные и по званию, и по всенародной зрительской любви, артисты России Вячеслав Шалевич и Михаил Светин, и народная артистка СССР и Украины Ада Роговцева. Вячеслав Анатольевич Шалевич (на нижнем снимке), в частности, заметил, что этот проект ему показался «очень любопытным»:

– Я давно связан с таким режиссёром как Евгений Серов – это ярославский режиссёр, и его рекомендации для меня достаточно. Очень хорошо, что в таком городе, где есть своя театральная биография, наконец, начинается и своя кинематографическая история.

Одну из главных ролей сыграл Владимир Гусев. В день нашего разговора Владимиру Евгеньевичу исполнилось пятьдесят, (с чем мы его поздравляем и желаем всяческих благ), но он с утра уже был на съёмочной площадке.

– Что вам близко в этой истории? На первый взгляд судьба оставшегося не у дел артиста не имеет ни малейшего отношения к вашей сегодняшней, состоявшейся во всех планах, судьбе?

– Что значит «не имеет»? Я прекрасно помню тот момент, когда в начале 90-х театр был никому не нужен, все занимались бизнесом, и я просто остался без работы. Да, я смог пережить это время, но мне также прекрасно известны истории, когда людские судьбы были сломаны аналогичными ситуациями. Мне близка в этой истории тема человечности. Мы привыкли к этому слову, не особенно вдаёмся в его суть, и само понятие человечности затирается, ветшает.

– Последнее время вас редко увидишь на сцене, а в новых постановках камерного театра вы вообще не заняты. Означает ли это, что вы, став медийным лицом, оставили театральную площадку для себя в качестве запасного аэродрома?

– Вовсе нет! По-прежнему театр для меня на первом месте, был, есть и, надеюсь, будет. Но, поймите меня правильно, ежедневные спектакли – это работа на износ, я просто не выдерживаю такого темпа.

– Однако своей востребованности в отечественном кинематографе вы не станете отрицать?

– Не стану. На сегодняшний день в моём «актёрском досье» более сорока картин, и этот список продолжает пополняться. После ярославских съёмок, я тут же улетаю на съёмки в Астрахань и так далее, до осени у меня запланировано участие в четырёх больших картинах.

– Все предложения принимаете?

– Нет, уже стал отказываться. «Чернуху», откровенную дешёвку я отклоняю безо всяких разговоров, и никакими маннами небесными меня уже не соблазнить. Хотя обидно: чем хуже сценарий, тем больше денег предлагают за участие в нём.

КИНО ИЛИ СУМАСШЕДШИЙ ДОМ?

Присутствие на съёмочной площадке для неподготовленного зрителя сродни шоковой терапии. В тот день, когда там оказались корреспонденты «Северного края», киногруппа работала в здании, что на углу улиц Чайковского и Большой Октябрьской – там по сюжету располагается цирковое общежитие. Облезлые стены, крошечные комнатки. Где декорации, где личные вещи присутст­вующих на съёмках людей разобрать невозможно. Людей, действительно, тьма. Сложилось впечатление, что сюда заходят прямо с улицы все, кому не лень, и забывают при этом уйти. Занятые в производстве киношники движутся в абсолютно хаотичном, на первый взгляд, порядке, но при этом – все при деле. Кто-то гладит костюмы, кто-то их тут же мнёт (к примеру, Юрий Ваксман за те пять минут, что я за ним наблюдала, умудрился переодеться трижды, сбрасывая каждую предыдущую одёжку в любезно подставленные руки костюмера). Кто-то тащит какие-то фонари в одну сторону, кто-то, уже другой, тут же транспортирует эти же самые фонари обратно. Все одновременно говорят по мобильным телефонам и что-то сообщают, перекрикивая стоящий гул, друг другу и так далее. Как в этом «сумасшедшем доме» люди умудряются снимать кино – совершенно не понятно.

Очагом безмятежного спокойствия выглядела лишь народная артистка СССР, народная артистка Украины Ада Роговцева (на верхнем снимке). Не обращая ни малейшего внимания на броуновское движение вокруг себя, Ада Николаевна лежала на старой панцирной кровати и повторяла роль. На мою робкую просьбу ответить на пару вопросов, актриса доброжелательно похлопала ладонью по кровати – дескать, садитесь сюда и давайте без церемоний.

ТЕТ­А­ТЕТ БЕЗ ЦЕРЕМОНИЙ

– Это хорошая, добрая история, очень нужная и ко времени, – начала разговор Ада Николаевна. – Столько обиженных стариков, столько беззащитных людей, которые, посвятив всего себя искусству, вдруг оказались никому не нужны… – страшно становится.

– Вы проектируете эту киноисторию на свою жизнь?

– Жизнь сама может построить такую проекцию, и здесь вопрос уже индивидуальный – насколько хватит твоего мужест­ва, человеческого достоинства, чтобы отстоять своё место в этой жизни. Старость запрограммирована на то, чтобы люди оставались не у дел – это закон природы. И пенсию не зря придумали во всём мире – старики должны отдыхать. Другое дело, какого качества этот отдых и подкреплён ли он психологически, финансово? Нельзя допустить того, чтобы человек, прожив достойную, наполненную трудом жизнь, вдруг попадал в нищету и убожество. Да, от этого никто не застрахован, но у каждого своя судьба. И кто-то, оставшись вне сцены, отчаивается, а кто-то…

– …пишет стихи?

– Да, у меня вышло два поэтических сборника – украинский «Маминi молитви» и русский «Целую голос твой», ещё я написала книгу о моём муже «Miй Костя». Бывает, знаете ли, когда возникает пауза, и почему бы её не заполнить поэзией?

– В Одессе не так давно завершился кинофестиваль «Золотой бриг», на котором вы были председателем жюри. Какое у вас сложилось общее впечатление о состоянии современного мирового кинематографа?

– Кино живо. Есть плохие картины, они всегда были и будут. Есть неталантливые люди, они тоже были и будут. А есть таланты, и их нельзя искоренить. И иногда им удается добиваться своего. Это большая радость.

– Что вы можете сказать о современном украинском кино?

– Ситуация в украинском кино сейчас непростая. И очень обидно бывает слышать, когда меня приглашают сниматься в какой-нибудь украинский фильм со словами: «Вы не волнуйтесь, мы будем вам платить как московской артистке!». Ведь у украинских актёров гонорары намного меньше российских! Хочется надеяться на лучшее.

– Чем заняты ваши дни сегодня, кроме участия в съёмках этого фильма?

– У меня два спектакля в Москве, три спектакля в Киеве, кроме антрепризы я играю в стационарном театре… Много съёмок. Остальное время…

– …наверное, проводите в дороге?

– Да, с сентября у меня начнутся сплошные поездки – Свердловск, Благовещенск, Китай.

– Вы считаете себя российской или украинской актрисой?

– До мозга костей украинской: это моя родина, моя кровь, мой дух. Но я бесконечно благодарна России за то, что вся моя профессиональная и творческая жизнь связана с этой страной. Я бывала не только в Москве и Санкт-Петербурге, но со спектаклями не по одному разу объездила весь Урал и Сибирь, была в самых отдалённых уголках России, и я знаю русских людей и бесконечно их люблю.

…В этот момент на площадке появился режиссёр Александр Даруга, и на разговоры «запросто» не осталось больше времени. А что касается кино, то я его предпочитаю смотреть не на съёмочной площадке, а по телевизору. Тем более что недолго ждать осталось.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе