"Гитлер был системный "плохой парень""

Сергей Рахлин беседует с Джорджем Клуни

Джордж Клуни снимает в Германии фильм "Хранители наследия" о том, как союзники спасали культурные ценности в фашистской Германии. Наш корреспондент побывал на съемочной площадке.

«Снимать эту картину все равно что командовать армией» (в центре — Джордж Клуни)

Фото: AP

Сергей Рахлин, Гослар (Германия)

Ранним утром я выехал из скучно отстроенного Берлина. Мой путь лежал в пригороды городка Гослар в Нижней Саксонии, где в годы холодной войны стоял гарнизон бундесвера, а теперь городок живет туризмом.

Я ехал на съемки нового фильма "Хранители наследия" (The Monuments Men), который ставит Джордж Клуни, в фильме он и режиссер, и актер. В России фильм выйдет на экраны 16 января 2014 года.

Я смотрел из окна автомобиля на мелькавшие вдоль дороги деревья, окольцованные белым гипсом, на аккуратные немецкие фермы и словно глазами своего отца — майора Советской армии, дошедшего до Берлина и оставшегося служить в оккупированной Германии еще на несколько лет. Иногда даже казалось, что со мной происходит кинематографический спецэффект морфирования, когда один человек постепенно превращается в совершенно другого. Вот отец — одной рукой правит трофейным "мерседесом", а другая расслабленно лежит на спинке пассажирского сиденья. Мелькают те же деревья, те же фермы, что я вижу сейчас...

Картина "Хранители наследия" тоже о Второй мировой войне. Только о войне по другую сторону "Встречи на Эльбе". То есть о союзниках, с которыми отец еще до того, как опустился железный занавес, фотографировался в поверженном Берлине, взятом нашими.

Сценарий картины по книге Роберта М. Эдсела The Monuments Men: Allied Heroes, Nazi Thieves and the Greatest Treasure Hunt in History, что можно перевести как "Люди памятников: герои союзных войск, нацистские воры и величайшая в истории охота за сокровищами", написали Джордж Клуни и его деловой партнер и друг, продюсер Грант Хеслов.

Книга и фильм рассказывают о сравнительно малоизвестном до сих пор эпизоде Второй мировой. Тогда группа немолодых искусствоведов, кураторов музеев и других специалистов в области искусств из Америки и Англии добровольно облачилась в плохо сидевшую на них военную форму и отправилась на выполнение благородной миссии — спасение произведений искусства, награбленных гитлеровцами для вилл нацистских бонз, а также для самого большого в истории музея искусств, который Гитлер планировал открыть в своем родном австрийском городе Линце. А то, что фюрер считал искусством "упадочным", подлежало уничтожению.

Когда нацисты отступали под напором союзных войск, они попрятали награбленное в шахтах и прочих укромных местах.

Вот эти украденные культурные богатства и предстояло спасти "людям памятников". А также по возможности предотвратить разрушение англо-американскими войсками культурных памятников самой Германии в ходе боевых действий.

По дороге в Гослар начался тяжелый дождь. Можно было только увидеть, как снимался эпизод у входа в шахту, из которой выносили картины, упакованные в специальные ящики. Картины грузили в "студебеккеры", потом выгружали, несли к шахте, ставили на место, а потом снова грузили на машины. И так несколько дублей. Судя по тому, что Клуни особо не вмешивался в происходящее, сцена была хорошо отрепетирована заранее.

На базе съемочной группы у подножия холма, где расположена ныне заброшенная шахта, толпились статисты в американской военной форме времен войны. По иронии судьбы, все они были немцами. Статисты прятались от дождя как могли — под навесами, под тентами. Время от времени им давали команду построиться и прямо по-военному, строем вели на съемку.

Но дождь все усиливался, и это, как ни странно, позволило провести весьма долгую беседу с Джорджем Клуни. Когда снимать стало невозможно, Джордж Клуни пришел в сопровождении Гранта Хеслова и исполнителя одной из главных ролей Мэтта Деймона в бывшую шахтерскую столовую, где подавали по-немецки обильный и разнообразный ланч, кстати, куда более вкусный, чем подают на съемках в Америке.

Разговор в непритязательной рабочей столовке больше соответствовал атмосфере самого фильма — да, Германия, грязь, размытый проселок, ржавые колеса шахтовых лифтов, покосившиеся строения, Клуни в военной форме.

На войне как на войне...

— Джордж, кто-то из этих тихих героев жив еще? Говорят, на сегодня остался один...

Клуни: Нет, их больше. Я вот получил очень симпатичное письмо от одного из них. А автор книги Роберт Эдсел передал нам целую коллекцию писем, которые они писали друг другу.

— Как пришла идея фильма?

Клуни: Я прочитал книгу, когда снимал "Мартовские иды". Но отложил ее, поскольку надо было закончить тот фильм. Потом мы с Грантом думали, что нам делать дальше. Я ему сказал: прочти эту книгу. Она ему понравилась. Мы пошли на студию Sony, и они дали добро на фильм, что весьма необычно, ведь это странная картина про искусство. Начали писать сценарий и быстро поняли, что надо поменять имена реальных людей на вымышленные. Иначе получится скучная документальная драма, в которой герои не пьют и не курят.

— Это уже не первая ваша картина как режиссера. Больше уверенности в себе?

Клуни: Ну, должно быть так, хотя ты всегда чувствуешь некоторую неуверенность. Как режиссер я иногда совершаю чудовищные ошибки. Надо забыть, что ты сам актер, чтобы не заставлять других актеров переигрывать. На этой картине все непросто — кругом говорят по-немецки, а мы играем американских военных. В общем, это как командовать армией. Нам приходится воевать с временем и погодой. Вчера вот светило солнце, мы сняли половину эпизода, а сегодня льет как из ведра, и как это состыковать?

— А что это за эпизод?

Клуни: Это когда нашим героям нужно срочно опустошить шахту, которая перейдет к быстро наступающим русским. А они, как известно, потеряли 25 миллионов своих людей.

— Действие фильма происходит в том числе и во Франции, где работница Лувра (Кейт Бланшетт) каталогизирует с опасностью для жизни увозимые нацистами экспонаты. Во Франции тоже снимали?

Клуни: Нет, да простят нас французы, Францию отсняли в Германии.

Хеслов: И две недели в Великобритании.

— Каково историческое значение миссии этих хранителей наследия?

Клуни: Вы знаете, что победители всегда захватывают добычу. Что касается культуры, то захватчики всегда стараются лишить покоренных их культурного наследия. Посмотрите, что творится в Африке. Там целые деревни сжигают, если их жители цепляются за свой образ жизни. Нацисты совершили самую большую в истории кражу предметов искусства. Они грабили другие народы, чтобы создать свой самый большой музей искусств. Они разрушали культуру других, не говоря уже о массовых убийствах.

Иногда услышишь аргумент: а стоит ли хоть одно произведение жизни человека?

Но произведение искусства — это своего рода флаг, это ваша история, история вашей страны. Помните, когда мы вторглись в Ирак, мы не защитили музеи Багдада, мы позволили их разграбить и заплатили за это, поскольку иракцы сочли, что мы лишаем их истории.

— Грант, вот Джордж совмещает обязанности режиссера и актера. А вы как сценарист стоите в сторонке?

Хеслов: Нет, у меня в фильме даже есть небольшая роль. Это не планировалось, но актер, который должен был играть эту роль, не смог это сделать, и меня просто втолкнули в нее...

Клуни: У него действительно очень драматическая сцена. Забавно снимать Гранта, но у него здорово все получилось. А вообще он продюсер. Вот пусть и продюсирует, а не играет!

— Какие еще ловушки, кроме Хеслова в драматической роли, подстерегают вас, Джордж, как режиссера?

Клуни: Ну, это сложная картина, потому что я стараюсь следовать примеру старых военных фильмов, которые люблю: "Большой побег" (1963), "Мост слишком далеко" (1977), такого рода картины. Мы хотели быть эпическими, снимали соответствующими объективами. Но всегда надо помнить, что наши воспоминания о старых фильмах могут делать эти картины лучше, чем они были на самом деле. Там могли быть любовные сцены совершенно в неподходящем моменте действия. Поэтому мы не могли допустить падение темпа и ритма картины, чтобы не упало напряжение сюжета. И мы не должны никоим образом преуменьшить то, что совершили эти мужики.

— Мэтт, вам как актеру со стороны виднее, как у Джорджа получается носить две шляпы на одной голове, совмещая работу режиссера и актера...

Мэтт Деймон: Отвечу. Мы с Беном Аффлеком часто говорим на эту тему. С Джорджем тоже обсуждали. Ведь режиссура — это не та профессия, когда ты делаешь какое-то одно дело. Ты делаешь работу всех и каждого. Вчера у нас была сцена, где Джордж должен был произнести всего одно слово: "завтра". Это все, что ему надо было сделать. Мы произносили целые монологи, а Джорджу надо было вставить всего лишь одно слово. Но у него случился ступор. Ведь он делал 15 вещей одновременно: регулировал передвижения сотен статистов, занимался грузовиками для перевозки солдат. Я видел, как он оглядывается по сторонам, и знал, что завалит сцену. Так и случилось — он не смог выговорить "завтра".

— Джордж, поспать удается?

Клуни: Да, немного. Но я же знал, на что шел.

— Каковы преимущества съемок в Германии?

Клуни: Съемочные группы здесь, в Германии, исключительно профессиональные. Немцы очень милы, Берлин — фантастический город! Нам здесь нравится.

— В ваших предыдущих фильмах, Джордж, вы проявляли некоторое понимание того, почему "плохие парни" совершают свои плохие поступки. Возможен ли такой же подход к нацистам?

Клуни: Нет, наш фильм это не картина "Молодые львы" (1958), с Марлоном Брандо и Монтгомери Клиффтом, где эти ребята просто солдаты — немец и американец, с некоторым предубеждением к другой стороне. Гитлер был системный "плохой парень". Злодей всех времен и народов. Так что мы и не думали искать нюансы в поведении Гитлера.

Образец для экранизации

Каталог

"Хранители наследия" — пятая режиссерская работа Джорджа Клуни. Четыре предыдущих были посвящены реальным событиям в США, как правило, политическим. Личность, которая вступает в схватку с государством: образцовый американский сюжет

Фото: outnow.ch

"Признания опасного человека" 2002

Дебют Клуни-режиссера о двух жизнях именитого телеведущего 1960-х годов Чака Бэрриса: звезда ТВ остается в шоу-бизнесе и одновременно начинает работать на ЦРУ. Фильм "хорошо прожаренный" — с юмором, кровью и напряженным сюжетом.

Фото: outnow.ch

"Доброй ночи и удачи" 2005

Историческая драма, шестикратно номинированная на "Оскар" в 2006 году. О борьбе популярного радио- и тележурналиста Эдварда Мэрроу и известного сенатора-антикоммуниста Джозефа Маккарти. Маккарти прославился поисками агентов СССР и, по мнению Мэрроу, нарушал права американцев. Журналист побеждает сенатора — в США такое случается.

Фото: AFP

"Любовь вне правил" 2008

США. 1925 год. Капитан футбольной команды Додж Коннели хочет превратить свою команду неудачников в лучшую сборную страны и для этого зовет в нее звезду, красавца и героя Первой мировой Картера Разерфорда. Разерфорд хорош и на войне, и в футболе. Начинающая репортер Лекси Литтлтон решается открыть миру этого человека, знакомится с Доджем и Картером, а они влюбляются в нее.

Фото: outnow.ch

"Мартовские иды" 2011

Историческая драма об избирательной кампании Майка Морриса — кандидата на пост президента США во время первичных выборов 2004 года, опутанная политическими, любовными и прочего рода интригами.

Подготовила Дарья Гнашко

Kоммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе