Горшки и боги

Режиссер Дмитрий Месхиев об особенностях конкуренции в национальном кинематографе

Известный режиссер, продюсер, председатель правления Союза кинематографистов Петербурга, глава петербургской киностудии компании Всемирные Русские Студии (RWS) Дмитрий Месхиев убежден: несмотря на печальное состояние нашего кинематографа, положительные факторы есть.

Российская газета: Ходят упорные слухи, что киностудия RWS хочет хищнически "Ленфильм" поглотить? Вас это не оскорбляет?

Дмитрий Месхиев: Меня это не оскорбляет, а, скажем так, обижает. Ведь я сам вырос на "Ленфильме". Я люблю эту киностудию и замечу, что никто ничего не хочет "поглотить". Мы, скорее, хотим спасти "Ленфильм" от неминуемого краха. К сожалению, для того чтобы добиться каких-то результатов, нужно пробивать лбом стену непонимания, стену недоверия, стену предательства. Я готов ее пробивать.


РГ: Судя по недавним парламентским слушаниям, посвященным состоянию отечественного кинематографа, дела в нем скорбные. Плохо со всем: с производством, с прокатом, с рекламой, с дистрибуцией, с кадрами...

Месхиев: Да, это так. На парламентских слушаниях говорилось достаточно много правильных, конкретных вещей с точки зрения выстраивания кинематографа как бизнес-структуры. Наконец приходит серьезное понимание, что кино - это не только идеология, не только искусство, но еще и очень дорогостоящий продукт. Я поэтому и сам выступил на этих слушаниях с вопросом о кинопроизводстве. За последние годы зритель привык к качественно сделанному западному, в основном американскому кино. И если мы не будем делать наше кино с тем же качеством - его никто не будет смотреть. А для этого нам необходимы современные киностудии, а не те допотопные, разваливающиеся руины, которые мы имеем. Да, есть киностудия RWS и есть "Мосфильм", оснащенные современным оборудованием. И это - все. У нас в стране нет серьезного кинопроизводства. За время кинонебытия 90-х годов мы также утратили преемственность огромного количества кинопрофессий. Для того чтобы собрать грамотную, профессиональную съемочную группу, нужно приложить титанические усилия. Слава богу, восстановление утраченного возможно, но не за год и не за два. Но не надо изобретать велосипед, все давно уже открыто в этой отрасли, надо просто обучать людей ремеслу - нужны курсы.

РГ: Вы готовы организовывать их на базе студии RWS?

Месхиев: А мы открыли подобные курсы на базе петербургского Союза кинематографистов. Обучение будет проходить в Доме кино, на RWS, на "Ленфильме". Эти курсы - очень большой прорыв, потому что меня, как директора новой современной киностудии, волнует кадровый вопрос - с кем мы будем работать в будущем.

РГ: Другой очень важный вопрос - взаимоотношение кинематографа и государства.

Месхиев: Я считаю, что невозможно все время сидеть на шее государства и требовать от него деньги на кино. Конечно, необходимы некоммерческие проекты, конечно, необходимо искусство, в которое государство должно вкладывать деньги. Я не против этого. Но я против халявы: "а дайте нам столько-то"... А вы что государству за это дадите? Три некоммерческих фильма? И, скорее всего, не каждый из них будет большим искусством. Мне-то кажется, что сейчас нужно думать о том, как возродить индустрию.

Все вспоминают про советское кино. Да простите меня - советское кино было очень прибыльно для государства. Легенды ходят о том, какую кассу собирали фильмы. А сегодня огромное количество кинематографистов и известных и, что меня еще больше печалит, молодых думают не о развитии индустрии в целом, а о себе в первую очередь. "Вот я сейчас сниму кино, выскажусь, самоутвержусь, а дальше хоть трава не расти". Они даже не задумываются о том, что нравится зрителю, что ему необходимо, а стремятся за счет государства удовлетворять свои собственные амбиции.

РГ: В чем причина подобного эгоцентризма?

Месхиев: Я думаю, проблема в отсутствии школы и воспитания в кино. Потому что у нас 90 процентов кинорежиссеров мыслят не профессией, а талантом. У нас стыдно быть профессионалом, важно быть талантом, а еще лучше - гением. И пословица про то, что не боги горшки обжигают - это не про наших кинематографистов, к сожалению. Как только у нас начинают появляться зачатки коммерческого кино - фильмы Тимура Бекмамбетова, или Федора Бондарчука, или Егора Кончаловского, этих режиссеров сразу же обвиняют в том, что они - бездари, что они делают глупое, бездумное кино. Вместо того, чтобы похвалить их, поднять на руки и понести. Потому что они учатся делать коммерческое кино, которое должно быть паровозом для всего остального кинематографа. На таком кино индустрия должна зарабатывать деньги и вкладывать их в искусство. По определению арт-хаус не может стоить десятки миллионов долларов. Вернее, может, но не должен, потому что эти деньги не вернутся никогда. И здесь возникает вопрос: где эти деньги взять? Конечно же, у государства. Государству ведь не надо возвращать...

РГ: Но это очевидные вещи...

Месхиев: Да, эти вещи очевидны. Но для того чтобы сдвинуть с мертвой точки, мало бизнес-модели, мало серьезных и адекватно воспринимающих ситуацию продюсеров. Нужны определенные законодательные решения, будь то борьба с пиратством, кинопрокат, кинопроизводство. Я - противник того, чтобы висеть на шее у государства, но я не считаю, что кинематограф нужно отделить от государства. Оно обязано участвовать в кинопроизводстве и иногда быть главным продюсером.

РГ: В ожидании законодательных актов могут уйти годы.

Месхиев: А что вы предлагаете? Значит, надо ждать и пытаться сделать так, чтобы эти решения состоялись как можно быстрее. Для этого и существуют комиссии, парламентские слушания. К сожалению великому, да, приходится пробивать лбом стены для того, чтобы чего-то добиться.

РГ: Вас не смутило, что во главе Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии встало второе лицо государства?

Месхиев: Нисколько. Я очень рад, что правительство в лице премьера обратило взоры на такую отрасль, как кинематограф. Потому что кино - это не только бизнес, не только индустрия, но еще и воспитание. Тот же самый пресловутый американский кинематограф сделал колоссальное дело для того, чтобы американцы стали нацией и поверили в величие своих Соединенных Штатов. И они не боятся делать патриотическое кино. А у нас - как фильм хоть мало-мальски патриотический, так сразу клеймо: "пошлость". Тарковскому не было стыдно делать фильм "Андрей Рублев", он не считал, что это пошло. Почему же за последние 25 лет если мы снимаем про то, как у нас все плохо и в провинции друг друга убивают, спиваются, насилуют и т. д. - это ни у кого не вызывает отторжения, а если снимают про то, как восстанавливают церковь, - то сразу же появляется скептическая ухмылка.

РГ: Вы как директор крупной студии можете это не только постулировать.

Месхиев: Я как директор крупной студии могу сказать, что мы должны показывать и рассказывать людям, особенно молодым, о том, что Россия - это не какая-то загнивающая страна, а страна с колоссальными традициями, с великой культурой, великими людьми и грандиозными умами. Что есть правда. Четыре года подряд под Новый год на "Пятом канале" идет программа "Настоящий герой", в которой зрители видели простых людей, совершающих героические поступки, не задумываясь о том, какая награда их за это ждет. И эту передачу смотрят взахлеб - значит, наши зрители хотят видеть и таких героев.

РГ: На тех же парламентских слушаниях было озвучено, что студия RWS купила у других компаний ряд проектов, "замороженных" в связи с кризисом.

Месхиев: Да, ведется работа и в этом направлении. К примеру, сейчас совместно с "Ленфильмом" и минкультуры будем делать картину Виталия Мельникова "Львы, орлы и куропатки" о Чехове, работа над которой была приостановлена из-за нехватки денег.

РГ: Для вас фильм о Чехове - это имиджевая история?

Месхиев: Не только имиджевая, а еще и профессиональная. Я считаю, что Виталий Вячеславович Мельников - большой кинорежиссер, делающий очень хорошее, талантливое и - что немаловажно - профессиональное кино. Почему бы нам не поучаствовать в таком проекте? И, кстати, сейчас мы ведем переговоры, чтобы нам с "Ленфильмом" еще один "замороженный" проект совместно доделать. И это абсолютно нормально. Я с самого начала говорил: "Нам, двум питерским студиям, нельзя жестко конкурировать. Наоборот, нужно друг друга дополнять и друг другу помогать. Тогда мы вместе можем как-то вставать на ноги". 

Елена Боброва

Российская газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе