Господин резидент: 55 лет шпионскому фильму с Георгием Жжёновым

Культовая, не побоюсь этого слова, «Ошибка резидента». За ней последовала не менее достойная «Судьба резидента».

Господин резидент: 55 лет шпионскому фильму с Георгием Жжёновым
Кадр из фильма «Ошибка резидента» (1968) / Киностудия им. М. Горького

Отношение к снятым примерно через полтора десятилетия триквелу и квадриквелу (простите мой американский) у меня, мягко говоря, неоднозначное. Однако «Ошибка» и «Судьба» – воистину звёздные часы одессита Вениамина Дормана.

Обе картины стильные. И не только потому, что чёрно-белые. Умные лаконичные диалоги, поймавшие кураж актёры, мастерская имитация правды характеров и обстоятельств. Своеобразная энциклопедия советской жизни – не условной, а настоящей. Можно использовать как пособие по изучению быта и нравов.

Но главное там – природное обаяние Георгия Жжёнова. Он сделал фильм, а фильм сделал актёра. Так и остался в памяти народной резидентом. И звание присвоили.

А обаяшка Бекас с песенкой Евгения Аграновича, обжигавшей малярийным туманом бразильских болот, кабаками, лагерной тоской. И живой ещё Ефим Копелян. И совсем забытый Олег Жаков. А ведь лучшая его роль. Странно, что её вообще утвердили. Сочувственный образ власовца. Без капли осуждения. Напротив, обаятельный.

Господин резидент: 55 лет шпионскому фильму с Георгием Жжёновым
Кадр из фильма «Ошибка резидента» (1968) / Киностудия им. М. Горького

Тогда отчего-то начали приоткрывать окна Овертона по этой части. Вспомнить трилогию тех же лет про «Сатурн», где изменники тоже показаны далеко не исчадиями ада, а просто запутавшимися. Тоже со Жжёновым в одной из ключевых ролей – там, правда, генеральской.

Окна эти не прикрывали до самого излёта застойного времени, в «ТАСС уполномочен заявить» мы находим аж двух порядочных власовцев.

Как ни странно, перестройка оказалась в этом плане строже. «Противостояние» по тому же Семёнову с оценкой уже не колеблется.

Предатели в обеих лентах Дормана обезоруживающе милы. Один душка Плятт чего стоит. А Элеонора Шашкова в первый раз стала верной подругой разведчика. Через пару лет сыграла молчаливую жену Штирлица.

Пьеха так и вовсе перестала вдруг надувать губы, коситься в потолок и казаться непроходимой коровой. Да кого ни возьми – все там постарались.

Несколько вещей в фильме совершенно непонятны. Резидент со спокойной душой послал наймита убить ни в чём не повинную русскую женщину. Ни один мускул его не дрогнул. И не раскаивался потом. Как было зрителю закрыть глаза на вопиющее бесстыдство пусть пока шпиона, но во второй-то серии нашего разведчика?

Разведка, на которую работал Тульев, отчего-то немецкая, а не американская. Переговоры с Никсоном, что ли, какие-то шли, и решили не обострять?

Один из двух сценаристов фильма, в миру генерал-лейтенант Грибанов ещё за несколько лет до того работал одним из высших руководителей наших спецслужб. Потом был исключён из КПСС и лишён звания «Почётный сотрудник госбезопасности». При этом как ни в чём не бывало писал, фигурировал в титрах и на книжных корешках.

Вот такие шпионские тайны.


Автор
Михаил Дряшин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе