Его фильмография насчитывает около 70 картин, среди которых можно обнаружить самые разнообразные проекты.Среди его работ — дилогия «Брат» с Сергеем Бодровым-младшим, сериал «Граница: Таежный роман», космическая драма «Салют-7» и будущий блокбастер «Сердце Пармы».
С 14 апреля в кинотеатрах стартовала интересная новинка — комедия «Родители строгого режима» режиссера Никиты Владимирова, к которой Сергей Астахов тоже приложил руку в качестве оператора. Мы поговорили с именитым кинематографистом о том, как снимаются камерные истории, о том, почему кино о проблеме отцов и детей никогда не перестанут смотреть, и про атмосферу на съемочной площадке.
«Ридус»: Сергей, вы работали над большим числом картин, как маленьких, так и крупномасштабных. Что вас как профессионала привлекает в работе над камерными историями вроде «Родителей строгого режима»?
Сергей Астахов: Прежде всего, меня, как и зрителя, привлекает именно сюжет. В основе любого фильма, будь то блокбастер или небольшая картина, лежит история, и иногда в таких фильмах она может быть куда интереснее и глубже, чем в тех же «больших» проектах.
Не последнюю роль, конечно, играет команда, которая работает над картиной. Самое важное — это видеть в каждом, кто с тобой работает, желание сделать по-настоящему хорошее кино.
«Ридус»: Оператор — это человек, чьими глазами зритель видит историю. Что в этой истории в первую очередь видите лично вы?
Сергей Астахов: Для меня лично это, конечно, история о том, что мы всегда несем ответственность за тех людей, которых приносим в этот мир. Я был одним из пятерых детей в семье, поэтому вопрос воспитания как процесса неотъемлемого не обошел никого из нас стороной и хорошо нам знаком.
До самых последних моментов в своей жизни наши родители считали нас своей самой большой ответственностью. Когда я сам стал отцом, то это понимание перешло и ко мне. Проблема поколений — это история вне времени. Конечно, в плане кино сюжеты со временем могут меняться в социальных аспектах и так далее, но темы семьи, взаимоотношения детей и родителей будут интересны и актуальны для зрителя всегда.
Связь родителя со своим ребенком — это нечто уникальное, аналогов этому просто нет. Посмотрите на тех же животных: у них нет проблем, касающихся воспитания, этики, правильности поступков, вся связь основана на инстинктах. Человеку дан мозг и психика, и все то, чем мы живем и что переживаем, берется именно оттуда.
«Ридус»: Какие конфликты из разряда «отцы и дети», по вашему мнению, все еще существуют вне времени?
Сергей Астахов: Безусловно, это вопрос соперничества детей за звание лучшего в чем-либо. Каждый ребенок хочет, чтобы родители им гордились и ставили его в пример, но часто происходит иначе, отсюда рождается обида. Также родители желают дать своим детям все самое лучшее, то самое, чего им самим не хватало в том возрасте. И когда дети принимают это как данность или не оправдывают возложенных надежд, родители чувствуют себя обманутыми, верят, что их старания проходят зря.
Это было всегда, это и будет всегда. В нашем фильме эти «острые углы» выражены очень ярко и в высокой концентрации. Сценарист (сценарием «Родителей строгого режима» занимались Андрей Таратухин и Юлия Круглова. — Прим. «Ридуса») проделал большую работу, создав парадоксальную историю, в которой родители пытались вырвать ребенка из порочного круга, чтобы он больше не был частью системы и не делал тех вещей, за которые отцу и матери приходилось бы краснеть. Все это сделано для того, чтобы после фильма зрители основательно задумались об отношении к своим детям или своим родителям. Да и о многом другом тоже.
«Ридус»: Несмотря на то, что основной жанр фильма — это комедия, в «Родителях» немалое место в истории занимает драма. Как вы думаете, почему?
Сергей Астахов: Думаю, так случилось, поскольку команда хотела создать фильм, который заставит всех думать. Если бы зритель смеялся до самого последнего кадра, это наверняка бы его «выключило» по выходе из кинозала. А так мне кажется, что резкие, даже, возможно, тяжелые моменты учат зрителя сопереживать намного больше, чем забавные. Хороший фильм — это не только тот, который приносит какие-то эмоции, но и который еще и оставляет пищу для размышлений по итогу.
«Ридус»: Вы довольны результатом своей работы?
Сергей Астахов: Когда снимаешь уже почти семидесятую-восьмидесятую по счету картину, то понимаешь, что сам по себе проделанный труд уже достоин того, чтобы им гордиться. Работа над этим фильмом запомнится мне надолго благодаря возможности общения с Алисой Бруновной Фрейндлих. Я, конечно, знал, что она прекрасная актриса, но не представлял насколько. Для меня было большим удовольствием работать и с ней, и со всей нашей съемочной командой в течение этих месяцев. Поэтому могу сказать, что очень доволен тем, что за камерой был именно я.
«Ридус»: Алиса Бруновна, безусловно, актриса легендарная. Режиссером ленты выступал ее внук Никита Владимиров. Как считаете, родство накладывало какой-нибудь отпечаток на их совместную работу? Как бы вы описали их взаимодействие на съёмочной площадке?
Сергей Астахов: Этот вопрос я себе тоже задавал перед съемками. Насколько я помню, негативных моментов точно не было. Алиса Фрейндлих — большой профессионал своего дела. Она очень требовательна к себе, и Никита, в свою очередь, сделал все, чтобы на площадке ей, как и всем нам, работалось комфортно. Съемочный процесс действительно проходил очень хорошо: смены были небольшие, снимали пять дней в неделю. Как будто в советские времена вернулся, честное слово.
Другой молодой режиссер наверняка бы мог чувствовать себя местами достаточно скованно, но, несомненно, Никита с Алисой Бруновной обо всем договорились заранее, и все на площадке сложилось исключительно в положительную сторону.
«Ридус»: Есть ли у вас в ленте сцена, которую вы бы могли назвать любимой?
Сергей Астахов: Вообще я привык мыслить так, что любой фильм — это единая композиция. Но если подумать, то это, скорее всего, эпизод, в котором родители после очередного инцидента усаживают полуголого сына в тазик с водой. Очень забавный момент вышел. Получилась этакая аллюзия на то, как закаляется сталь. Ведь сначала из нее формируют будущее изделие, а потом опускают в воду. Целая метафора.
«Ридус»: Когда вы готовились к работе над лентой, были ли картины, которыми вы, возможно, вдохновлялись перед съемками «Родителей»?
Сергей Астахов: Я очень люблю фильм Георгия Данелии «Не горюй», это картина на все времена. В нем раскрыта суть такого жанра, как трагикомедия. Я считаю его наиболее эмоциональным и самым жизненным жанром, поскольку в нем грустные и смешные моменты смешиваются воедино. В жизни ведь точно так же. При этом там нет привычного физического юмора, где кто-то поскальзывается и над этим все смеются. Но там присутствует поток этой самой жизни, которая нас смешит или доводит до слёз.
«Ридус»: Были ли курьезы или интересные случаи на съёмочной площадке, которыми вы бы хотели поделиться?
Сергей Астахов: Если даже таковые и были, то они прошли в штатном режиме и практически незаметно. Хотя был момент, который несколько пошатнул процесс съёмок. Где-то в середине производства я заболел ковидом и пару-тройку дней руководил операторским процессом через Zoom. Это, конечно, было очень непривычно, но все справились. Пришлось впоследствии делать небольшой перерыв, в течение которого я переболел, после чего мы вернулись к работе в прежнем темпе.
«Ридус»: Есть ли у операторов какие-нибудь традиции, до съёмок, например, или во время, которых вы придерживаетесь?
Сергей Астахов: Каких-то таких традиций именно операторских, наверное, нет. Конечно, в первый съемочный день мы разбиваем тарелочку (тарелка с названием фильма и именами членов съемочной команды разбивается перед самым началом съемок. Куски тарелки потом разбираются и хранятся до самого последнего дня. — Прим. «Ридуса»).
Думаю, каждый оператор в первый день испытывает ощущение, что снимает все как в первый раз, и пытается как-то приноровиться, привыкнуть к площадке.
«Ридус»: Как вам работалось с Никитой Владимировым? Для него как для режиссера это был второй полный метр.
Сергей Астахов: Очень хорошо. Хотя в некоторые моменты мы и сталкивались с определенными трудностями. Например, в поисках формы изображения. Так, Никита говорит, что хочет цвет такой, скажем, «домашненький», а я, с одной стороны, мог его понять, но, с другой, не совсем был уверен, что мы с ним говорим об одном и том же.
Но в итоге мы все равно нашли общий язык и стали работать слаженно. Никита — очень толковый парень, он умеет признавать свои ошибки и помогает другим исправлять собственные. Это очень ценно, и мне нравилось быть с ним в одной команде. Хочется пожелать ему продолжить снимать нечто такое, что будет либо на том же высоком уровне, что и нынешняя картина, либо на еще более высокой ступени.
«Ридус»: И напоследок: на что бы вы посоветовали зрителям обратить внимание при просмотре?
Сергей Астахов: Думаю, на то, как между собой взаимодействуют главные герои, и на то «самое главное», что ценно для всех нас. Ведь все, что с ними происходит, — это все о той жизни, которую мы живем.
Беседу с Сергеем Астаховым вел кинообозреватель онлайн-газеты «Ридус» Евгений Шлапаков.
Советуем прочитать нашу рецензию на фильм «Родители строгого режима». Комедия Никиты Владимирова — в кино с 14 апреля.