Ирония судьбы, или Руки прочь от киноклассики

Кто такой кинокритик? Это человек, который смотрит фильмы и потом рассказывает, чего и сколько в каждом из них хорошего и плохого. Забывая, зачастую, упоминать фразу — "на мой взгляд". Кинокритики, как и спортивные комментаторы, часто обижаются, что простые граждане отбирают у них профессиональный хлеб и самостоятельно судят о кино или спорте. 

Мол, лучше бы обсуждали вопросы экономики или медицины. Чтобы профессиональные рецензии имели более весомый вид, "обидчивые" кинокритики взяли на вооружение науку, в частности, психоанализ. Теперь после некоторых киноведческих "прозрений" хочется хорошенько вымыть руки с мылом.

Естественно, под прицел критики попадают, прежде всего, произведения наиболее популярные. Для "пипла" выбирают нечто из массового спроса. Наибольшей популярностью пользуется комедия Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского "Ирония судьбы…", которую каждый год показывают телеканалы в канун встречи Нового года. Замечу, что до появления "Иронии" в новогодний праздник по телевидению раньше показывали веселые оперетки, например, "Соломенную шляпку", либо тоже рязановскую "Карнавальную ночь".

Не так давно в Рунете появился очередной критический разбор кинокомедии "Ирония судьбы, или С легким паром!", написанный, как сказано, "крупным екатеринбуржским психоаналитиком". Точнее, автор разбирает два фильма — старый Рязановский и сиквел Бекмамбетова. Оставим в покое продолжение "Иронии судьбы" и сосредоточимся на оригинале. Напомню, что первоначально это была пьеса, с успехом шедшая на театральных подмостках по всему Советскому Союзу. С января 1976 года, после премьеры двухсерийного телефильма, "Ирония судьбы" стала любимейшей, а теперь уже и культовой картиной.

Зачем хвалить или анализировать любимую кинокартину? Реклама ни фильму, ни его создателям ни к чему! Остается обратить внимание на самого себя. "Люди, вы — нули без палочки, — кричит, что есть мочи киноаналитик, — посмотрите, что вы любите, кем восхищаетесь! С точки зрения психоанализа вывернем наизнанку и продемонстрируем вам ваши комплексы". Психоаналитик выдал о герое "Иронии" такую фразу: "Мальчик Женя Лукашин давно исполнил свою фантазию об обладании матерью". В контексте говорится о сложившейся в СССР ситуации, когда матери воспитывали ребенка без отца.

Вообще, таких семей довольно много и не только в нынешней России или в СССР, их немало на Западе, но рассмотрим ситуацию с Лукашиными конкретно. Судя по возрасту Жени, мальчик родился или перед войной, или в самом ее начале. Отец, о котором в фильме ничего не сказано, вполне логично предположить, мог погибнуть во время Великой Отечественной войны. Но критикану до лампочки реальная ситуация, ему важнее учение Фрейда (как он его понимает) вытащить на свет божий: "Не столь уж важно, знал Женя своего отца, или нет, ушел тот от матери, или она его выгнала, умер он, геройски погиб (даже так!!! — ред.), или где-то живет в безвестности, — в актуальном настоящем Жени Лукашина нет следов сильного Отца".

А после, никем не признанный критик-психоаналитик, пишет полную чушь о семье, в котором мать одна растила сына: "Сексуальность героя, в силу инцестуозных запретов, естественно, подавлена. Снижение внутреннего напряжения происходит стандартнейшим российским способом — пьянкой". Непосредственно после оскорблений в адрес непьющего врача (Лукашин говорит Наде, что у них с друзьями традиция пить на Новый год, а не весь год, как это явствует из слов критикана), следуют инвективы по отношению к его друзьям. На первый взгляд ничего обидного, но "пипл" как-раз зацепит словечко "однополая — гомоэротическая компания". Знает ушлый критик, что созвучие "однополый" да еще вкупе со словом "гомо" выдаст в мозг непрезентабельный образ представителя сексменьшинств. Напиши он — "в компании пьяных мужиков" — и все стало бы разом на свои места. А в чем, собственно, упрек?

Чуть ниже тот же критикан также негативно отзовется о девичьей компании Нади. Знаете, в советское время с девочками в бане не парились? Это мода из другой, тоже уже ушедшей эпохи. А как бы тот же критикан назвал учительницу Надю, если к ней в новогоднюю ночь ввалилось стадо поддатых мужиков? Но критикан постепенно, и, как он считает, аргументированно, приучает нас думать, что любой герой или героиня любимой комедии — ничтожество и мразь. Вдобавок обремененная сомнительными сексуальными комплексами.

Читайте также: В тени ?"Оскара" — лучшее документальное кино

"Женитьбой Лукашин высокопарно называет намечающийся трах. Уложиться придется до прихода мамы. Невероятно торжественная задача для мужика на четвертом десятке", — сообщает нам со знанием знатока критикан. Если человек ушел в этом возрасте или раньше из большого секса, тогда он обычно рассуждает об этих вещах со знанием дела… "Вот это очень русский тип: мамин сын", — снова цитируем критикана. Во-первых, есть выражение "маменькин сынок", во-вторых, так уж повелось по жизни, любимому чаду не дают рано жениться и держат при себе маменьки-еврейки.

Безобидное высказывание Жени Лукашина "Я вам сейчас все объясню!" — зарвавшийся критикан комментирует так: "Фраза высокомерного самодовольного и толстокожего персонажа. Ведь ее прямой подтекст таков: "Вы все тупые, ни черта не понимаете, а я — понимаю правильно, поэтому заткнитесь и слушайте меня". В острых ситуациях она способна только провоцировать агрессию".

Мы не ставили себе задачу подробно разобрать заметку критикана о фильме "Ирония судьбы". Хотелось бы обратить внимание общественности на подобные "критические" разборы. С какой целью их пишут, зачем мимоходом оскорбляют наше любимое кино да и весь народ, который кино это любит? Бьюсь об заклад, что никому из нормальных людей подобная трактовка Жени и Нади, которую выдает екатеринбуржец никогда не приходила в голову. Люди все равно не обращают внимания и смотрят то, что им нравится. А кинокомедия "Ирония судьбы, или С легким паром!" выдержала проверку временем.

Игорь Буккер

Правда.Ру

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе